Дело № 2а-6048/2023
50RS0031-01-2023-006060-90
Решение
Именем Российской Федерации
«18» мая 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при ведении протокола помощником судьи Зориковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ «ЕРЦ Министерства обороны РФ» к начальнику отдела – старшему судебному приставу Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области Маркову А.В., ГУФССП России по Московской области об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФКУ «ЕРЦ Министерства обороны РФ» обратилось в суд с административными исковыми требованиями к административным ответчикам о признании незаконным бездействие должностных лиц Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области, выразившееся в: не направлении в адрес ЕРЦ МО РФ копии постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Воробьева А.Н.; не предоставлении ответа на обращение ЕРЦ МО РФ от 20.06.2022 по дубликату исполнительного листа в отношении Воробьева А.Н.; об обязании Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЕРЦ МО РФ.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что мировым судьей судебного участка № 160 Одинцовского судебного района Московской области от 12 марта 2019 года по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования ЕРЦ МО РФ к Воробьеву А.Н. о взыскании с него в пользу учреждения излишне выплаченных денежных средств в сумме 1 621 руб. 66 коп. На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист ВС №. 15.02.2022 начальник отделения – старший судебный пристав Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области Марков А.В. обратился в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа ВС № в связи с его утратой. 21.03.2022 мировым судьей судебного участка № 160 Одинцовского судебного района Московской области вынесено определение о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №. До настоящего времени постановление о возбуждении исполнительного производства, а также информации о ходе исполнительного производства в отношении Воробьева А.Н. в адрес ЕРЦ МО РФ не поступали. Полагая, что права нарушены, административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд, в силу статьи 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 12 указанного Закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из материалов дела усматривается, что Мировым судьей судебного участка № 160 Одинцовского судебного района от 12 марта 2019 года по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЕРЦ МО РФ) к Воробьеву Александру Николаевичу о взыскании с него в пользу учреждения излишне выплаченных денежных средств в сумме 1 621.66 рублей. На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист серии ВС №
15 февраля 2022 г. начальник отделения - старший судебный пристав Одинцовского РОСП А.В. Марков обратился в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа ВС №, в связи с его утратой.
21 марта 2022 г. Мировым судьей судебного участка №160 Одинцовского судебного района вынесено определение о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №, дубликат исполнительного листа ФС № направлен судом в адрес Одинцовского РОСП 12 апреля 2022 года.
До настоящего времени постановление о возбуждении исполнительного производства, а также информация о ходе исполнительного производства в отношении Воробьева А.Н. в адрес ЕРЦ МО РФ не поступали.
В период с апреля 2022 г. по февраль 2023 г. в адрес Одинцовского РОСП ГУФССГ1 России по Московской области направлялись запросы о ходе исполнительного производства. Ответы на обращения ЕРЦ МО РФ по исполнительному листу серии ФС № в отношении Воробьева А.Н. не поступали, тем самым нарушены права взыскателя на своевременное и полное исполнение судебного акта, на возврат денежных средств в доход федерального бюджета по следующим основаниям.
Судебный пристав-исполнитель не направил в адрес взыскателя постановление о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с пунктами 8 и 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства и не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю.
В нарушение указанной правовой нормы постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес ЕРЦ МО РФ не поступала.
Факт направления дубликата исполнительного листа в адрес Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области подтверждается сообщением Одинцовского гарнизонного военного суда от 12.04.2022г. №
По состоянию на 03 февраля 2023 г. на официальном сайте ФССП России отсутствует информация о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Воробьева А.Н.
Должностными лицами Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области не рассмотрены обращения ЕРЦ МО РФ и не направлены ответы в адрес учреждения, что явно свидетельствует о ненадлежащем отношении к своим должностным обязанностям и нарушению прав и законных интересов взыскателя.
В целях получения информации по принудительному исполнению решения суда в отношении Воробьева А.Н. ЕРЦ МО РФ 20 июня 2022 года (исх. № 1-1/1/2011) в адрес Одинцовского РОСП направлено заявление о предоставлении копии постановления о возбуждении (отказе в возбуждении) исполнительного производства и принимаемых мерах по взысканию задолженности.
Ответ в сроки, установленные ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», 30 дней с момента регистрации обращения, в адрес ЕРЦ МО РФ не поступал.
Не информирование взыскателя о действиях должностных лиц Одинцовского POCII ГУФССП России по Московской области в рамках исполнительного производства в отношении Воробьева А.Н. нарушает право на осведомленность ЕРЦ МО РФ о ходе исполнительного производства и как следствие лишает права своевременного реагирования на данную информацию.
Учитывая вышеизложенные факты должностными лицами Одинцовского POCII ГУФССП России по Московской области допущены нарушения следующих положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
Пунктов 8 и 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» о вынесении в трехдневный срок со дня поступления судебному приставу-исполнителю исполнительного документа постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства и не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направления его взыскателю.
Пункта части 5 статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ) определяющего, что должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5 1 настоящей статьи, направляет уведомление.
Пункта 2.4. раздела II Методических рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве (утв. Федеральной службой судебных приставов от 11 апреля 2014 г. N 15-9) устанавливающего, что должностное лицо службы судебных приставов в соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» рассматривает заявление (ходатайство) в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ходатайства).
Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 N 682 (далее - Инструкция по делопроизводству), регламентирующей порядок рассмотрения указанных обращений службой судебных приставов.
В соответствии с подпунктом 3.3.3.9 Инструкции по делопроизводству «Служебная переписка» ответы судебного пристава-исполнителя на запросы организаций оформляются служебным письмом.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность по представлению взыскателю или иному участнику исполнительного производства информации о состоянии находящегося в его ведении исполнительного производства.
В результате незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя нарушены права ЕРЦ МО РФ на своевременное и полное исполнение судебного акта, на возврат денежных средств в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» (далее - Закон о судебных приставах) судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, используя при этом предоставленные ему права в соответствии с законом и не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня. следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд. другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п. 1 ст. 121 и п. 1 ст. 126 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
В соответствии с п. 1 ст. 127 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления (п. 6 ст. 127).
Таким образом, бездействие должностных лиц Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области нарушает права взыскателя на получение своевременной информации о ходе исполнительного производства.
Согласно Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства, являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. ст. 9, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - ФЗ № 59-ФЗ) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ. руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 1 ФЗ № 59-ФЗ он имеет ограничения в применении, как по кругу лиц, так и по типу регулируемых правоотношений. Им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы, и установлено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В рассматриваемом случае вопрос о бездействии судебного пристава как затрагивающего вопросы, связанные с принудительным исполнением, необходимо рассматривать в порядке, предусмотренном нормами законодательства об исполнительном производстве - как специального, по предмету своего регулирования, по сравнению с общими нормами ФЗ № 59-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, Законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Обращение заявителя рассматривается по правилам Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ № 682 от 10.12.2010 (далее - Инструкция № 682), согласно которой, обращения, поступившие в территориальные отделы судебных приставов, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.
В адрес ЕРЦ, МО РФ ответы на неоднократные обращения в ГУФССП России по Московской области не поступали, что подтверждается служебной запиской заместителя начальника отдела (административно-нормативный) от 03.02.2023 г. Жужуева А.А.
При указанных фактических обстоятельствах усматривается бездействие должностных лиц ГУФССП России по Московской области выразившихся в не направлении постановления о возбуждении исполнительного производства, не дачи ответа на обращения ЕРЦ МО РФ.
Бездействие должностного лица службы приставов по не направлению в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства, представлению информации в отношении должника, по не рассмотрению заявления и не направлению ответа в адрес заявителя, явно свидетельствует о ненадлежащем отношении к своим должностным обязанностям, что влечет существенное нарушение прав и законных интересов взыскателя.
Таким образом, суд приходит к удовлетворению исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-181, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░:
░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.;
░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ 20.06.2022 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░