Дело № 2-6191/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СухА. А. А. к Министерству социальной защиты Республики Карелия, администрации Пудожского городского поселения о предоставлении субсидии,
установил:
СухА. А.А. обратилась в Петрозаводский городской суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Пудожского городского поселения по тем основаниям, что она проживает в доме по адресу: <адрес>, при этом дом признан непригодным для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в очереди на получение благоустроенного жилого помещения в Администрации Пудожского городского поселения как труженик тыла, лицо, приравненное к ветеранам Великой Отечественной войны, а также как инвалид <данные изъяты>. Со своей стороны истец неоднократно обращалась в администрацию Пудожского городского поселения с заявлениями о предоставлении благоустроенного жилого помещения, письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с аналогичной просьбой в Министерство социальной защиты Республики Карелия, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в просьбе истца также было отказано. С учетом изложенного, СухА. А.А. просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде субвенций на приобретение жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на Министерство социальной защиты Республики Карелия.
ДД.ММ.ГГГГ истец требования изменила, просит обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия предоставить ей меру социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пудожского муниципального района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца Зайцева Л.Е., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, указав, что истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, при этом до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в том числе по вине органа местного самоуправления, который сведения об этом передал в Министерство социальной защиты Республики Карелия только в ДД.ММ.ГГГГ после неоднократных обращений истца. Просит учесть, что истцу в настоящее время 87 лет, она проживает в неблагоустроенном жилом помещении, с печным отоплением, при этом жилое помещение признано непригодным для проживания.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия Попова Н.Б., действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что по заявлению истца в ДД.ММ.ГГГГ будет рассматриваться вопрос о предоставлении истцу субсидии во внеочередном прядке, при этом законом внеочередной порядок не предусмотрен. После получения сведения от администрации Пудожского городского поселения, истец была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета список, с учетом уже сформированной очереди.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 (далее - ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В статье 28.2 названного ФЗ указано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В Республике Карелия Постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 года № 241-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с пунктами 3-4 которого обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (в настоящее время – Министерство социальной защиты Республики Карелия) на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в случае совпадения дат постановки на учет - в алфавитном порядке.
В единый список во внеочередном порядке включаются, исходя из времени постановки на учет, граждане, относящиеся к одной из указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 1 Закона категорий (это инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период).
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.
По данным акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного специалистами администрации Пудожского муниципального района, в отношении жилого помещения истца имеются основания для признания его непригодным для проживания, ввиду отсутствия элементов благоустройства: централизованного теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, дом 1956 года постройки.
Распоряжением администрации Пудожского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан непригодным для проживания.
Судом установлено, что названное распоряжение истцу было направлено только письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в тот же период оно направлялось и в Министерство социальной защиты Республики Карелия.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истец СухА. А.А. состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Истец является инвалидом <данные изъяты> бессрочно, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ сер. №.
По сообщению администрации Пудожского городского поселения истец постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П включена в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в качестве инвалида с датой постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как следует из объяснений представителя ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия, СухА. А.А. включена в соответствующий список с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ только на основании ходатайства Администрации Пудожского муниципального района РК за № от ДД.ММ.ГГГГ, и на ДД.ММ.ГГГГ истец числиться в списке под номером №.
При этом в дело представлены сведения, что истец неоднократно обращалась к обоим ответчикам с просьбой решить ее жилищный вопрос. Содержание ее обращений позволяло обоим ответчикам ранее мая 2017 года установить наличие оснований для включения истца в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в частности, в ответе на обращение истца Министерство здравоохранения и социального развития РК указывает, что у него отсутствует информация от органов местного самоуправления о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, проверка данной информации не производилась, запросы в орган самоуправления не направлялись (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, установлено, что по вине ответчиков истец не была своевременно включена в вышеуказанный список, в связи с чем до настоящего времени, несмотря на дату принятия ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, СухА. А.А. не предоставлена спорная субсидия.
Одновременно суд учитывает, что анализ списка лиц, которые в настоящее время были обеспечены субсидией, свидетельствует о том, что такую субсидию получили граждане, дата постановки на учет которых преимущественно была позднее, чем у истца (ДД.ММ.ГГГГ).
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что право у истца на получение спорной субсидии наступило, поскольку субсидии стали предоставляться гражданам, ставшим гораздо позднее на учет, при этом до настоящего времени СухА. А.А. субсидией не обеспечена, несмотря на ее состояние здоровья и возраст.
В связи с этим, суд возлагает на ответчика Министерство социальной защиты Республики Карелия обязанность предоставить СухА. А.А. субсидию на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, полагая по требованиям истца с учетом их уточнений надлежащим ответчиком только названное Министерство, в иске к администрации Пудожского городского поселения следует отказать.
Обеспечение истца субсидией в порядке фактической очередности ставит под сомнение возможность получения истцом при жизни данной субсидии с учетом ранее выделяемых на эти цели денежных средств и возраста СухА. А.А., при этом допущенная не по вине истца задержка в предоставлении необходимых сведений в целях получения истцом мер социальной поддержки, которая составила около 17 лет, не должна приводить и к дальнейшему нарушению прав СухА. А.А.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования СухА. А. А. удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия предоставить СухА. А. А. субсидию на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
В иске к Администрации Пудожского городского поселения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 16.11.2018.