к делу № 2а-1595/2019
23RS0012-01-2019-001885-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 18 ноября 2019 год
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Дзигаря А.Л.,
при секретаре Сысоеве В.В.,
с участием помощника прокурора Аттаровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Горячий Ключ к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства,
установил:
Прокурор города Горячий Ключ в порядке статьи 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Просил обязать администрацию МО г. Горячий Ключ изъять земельный участок по адресу: <адрес>, а также расположенный на нём многоквартирный жилой дом для муниципальных нужд и предоставить проживающим в нём гражданам соответствующее возмещение путём заключения соглашений с собственниками жилых помещений.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки по соблюдению жилищного проведенной прокуратурой города Горячий Ключ, были выявлены нарушения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Установлено, что постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №«...» признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. Пунктом 2 постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ №«...» установлено требование собственникам ФИО5, ФИО6, ФИО7 осуществить снос помещений в указанном многоквартирном доме. До настоящего времени собственниками снос жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> не осуществлен. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ, администрацией города мер, направленных на изъятие земельного участка и расположенных на нём жилых помещений для муниципальных нужд, а также предоставления взамен соответствующего помещения, не принято. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации МО г. Горячий Ключ, создают угрозу причинения вреда здоровью гражданам, проживающим в указанном аварийном домовладении, а также противоречат интересам муниципального образования город Горячий Ключ, лишая его возможности получить в муниципальную собственность объекты недвижимости для последующего использования для нужд города.
Административный истец прокурор города Горячий Ключ в лице помощника прокурора Аттаровой Л.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал в полном объёме, поддержав доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация муниципального образования г. Горячий Ключ в лице представителя по доверенности Калустовой А.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал, указав на то, что ответчиком принимаются меры по соблюдению жилищного законодательства, в частности, предоставив постановление главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №«...», согласно которого срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, в том числе, по адресу: <адрес> установлен в течение двух лет.
Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 КАС РФ данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также муниципальных образований.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в случае установления факта нарушения закона органами местного самоуправления, имеет право обратиться в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предписывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация и содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу части 1 пунктов 8, 9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно частям 6-8 статьи 32, статьи 89 Жилищного кодекса РФ и пунктами 49, 50 Положения «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«...», к полномочиям администрации поселения отнесены вопросы расселения граждан, проживающих в многоквартирных аварийных домах.
В силу ч. 1,2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Судом установлено, что ходе проверки по соблюдению жилищного проведенной прокуратурой города Горячий Ключ, были выявлены нарушения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Установлено, что постановлением главы МО г. Горячий Ключ от ДД.ММ.ГГГГ №«...» признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ №«...» установлено требование собственникам ФИО5, ФИО6, ФИО7 осуществить снос помещений в указанном многоквартирном доме. До настоящего времени собственниками снос жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> не осуществлен.
В п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
На эти положения законодательства ссылается представитель административного истца. Поскольку жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, являются собственность проживающих в них граждан, в данном случае следует применять указанный выше порядок переселения этих граждан в том случае, если собственники не выполнили реконструкцию домов либо если такая реконструкция невозможна.
П. 49 Положения №«...», утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным», к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу указанных норм определенного срока сноса многоквартирного дома, является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако, ни в административном исковом заявлении, ни в пояснениях участвующего в деле прокурора, не содержится ссылки на конкретную норму федерального законодательства, которую в данном случае нарушил административный ответчик. В иске указано на полномочия органов местного самоуправления в части содержания муниципального жилищного фонда, однако указанные в иске жилые дома не относятся к такому фонду. В иске указано на обязанность органов местного самоуправления по изъятию в установленном порядке земельного участка и расположенных на нём помещений для муниципальных нужд, однако, в данном случае эта обязанность была выполнена, срок для исполнения установлен постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №«...» и составляет 2 года. На данный момент срок исполнения не истёк.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ принимаются меры, направленные на соблюдение требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Оценивая вышеизложенное, суд полагает административный иск прокурора города Горячий Ключ оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175 -178 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ -