Дело № 2а-114/2023
Ульчский районный суд Хабаровского края
682400, Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Ленина, д. 56,
тел/факс: (42151) 5-25-69, E-mail: ulchsky.hbr@sudrf.ru, http://ulchsky.hbr.sudrf.ru
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 09 марта 2023 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вьюшиной И.И.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Зайдуллиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к отделу судебных приставов по Ульчскому району об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Ульчскому району,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ, административный истец в лице главы района Иващук Ф.В., обратился в суд с вышеуказанным административным иском. Согласно которому просит восстановить срок на обжалование постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика в рамках исполнительного производства №-ИП и прекратить данное исполнительное производство в связи с полным исполнением решения суда. Заинтересованным лицом по делу указав прокурора района.
В обосновании указав, что ДД.ММ.ГГГГ, Ульчским районным судом Хабаровского края был удовлетворен иск Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора и на административного истца возложена обязанность оборудовать линии электропередач птицезащитными устройствами. На основании исполнительного листа № ФС 025039936 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Ульчского районного суда по делу № ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. Во исполнение решения суда администрацией Ульчского муниципального района приобретены птицезащитные сооружения и совместно с ООО «ТЭК Уссури» установлены на линиях электропередач. Информация об исполнении решения суда с актами установки птицезащитных сооружений и фотоматериалами были предоставлены в отдел судебных приставов по Ульчскому району. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отделения-старшим судебным приставом ОСП по Ульчскому району Крымской Е.А. отменено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП и исполнительное производство возбуждено вновь. В 2022 году организацией осуществляющей эксплуатацию линий электропередач и администрацией Ульчского муниципального района проводилась работа по установке и замене птице защитных сооружений, о чем сообщалось в отдел судебных приставов по Ульчскому району. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление не было получено администрацией Ульчского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем выносится постановление о возбуждении исполнительного производства по предмету исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение решения Ульчского районного суда по оснащению линий электропередач птицезащитными устройствами. Данное постановление также не было получено администрацией Ульчского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района поступило уведомление об установлении запрета на регистрационные действия в отношении автотранспортного средства в связи с задолженностью по исполнительскому сбору. Только тогда, по запросу администрации района, последней были получены постановления о взыскании исполнительского сбора и о возбуждении исполнительного производства по факту неисполнения требований об оплате исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо с ходатайством об отмене исполнительского сбора в связи с исполнением решения суда об оснащений линий электропередач птицезащитными сооружениями в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ. Ответ об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении в адрес администрации не направлялся. Постановление о прекращении исполнительного производства в адрес администрации Ульчского муниципального района также не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Ульчского муниципального района поступило требование о предоставлении информации об исполнении постановления судебного пристава-исполнителя об уплате исполнительского сбора. В связи с тем, что администрацией Ульчского муниципального района решение суда № исполнено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а та же о возбуждении исполнительного производства в связи с неисполнением требований по оплате исполнительского сбора в адрес администрации Ульчского муниципального района не поступало и не было обжаловано. Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского рая просит восстановить срок на обжалование постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле судом в качестве административного соответчика привлечено Главное управление федеральной службы приставов по Хабаровскому краю, и ЕАО, судебный пристав исполнитель Евпакова А.Ю.
Участвующие по делу лица о времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом в установленном законном порядке. В судебное заседание не явились, причины неявки суду не известны, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступали. На основании положений ст. ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд не нашел оснований для отложения судебного разбирательства, и посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы административного дела, исполнительного производства, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с требованиями ч. 1, ч. 2 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об исполнительном производстве" (далее Закона № 229-ФЗ), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одними из принципов исполнительного производства являются законность и своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также со относимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона (п. 22).
Согласно п. 74, вышеуказанного Постановления, следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ,) (п.74).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
В соответствии с положением ст. 122 вышеуказанного федерального закона "Об исполнительном производстве", жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). (в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)
Течение 10-дневного срока начинается на следующий день после дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления и оканчивается в последний день установленного срока. При этом нерабочие дни в указанный срок не включаются (ч. 2, 3 ст. 15, ч. 3 ст. 16 Закона об исполнительном производстве). В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст. 16 Закона об исполнительном производстве).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Ульчский районный суд Хабаровского края, удовлетворил требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, обязав администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края оборудовать птицезащитными устройствами линии электропередач: - прочие ВЛ, кадастровый №, протяженностью 50,534 км, - ВЛ 6 кВ, инв. №, кадастровый №, протяженностью 7,993 км. О чем вынесено соответствующее решение, которое в апелляционном порядке не обжаловалось в ступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения по которому ДД.ММ.ГГГГ, продлен до ДД.ММ.ГГГГ, о чем вынесено соответствующее определение Ульчского районного суда.
Как следует из материалов дела по исполнительному производству, представленных административным ответчиком отделения судебных приставов–исполнителей по Ульчскому району Хабаровского края, ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Ульчским районным судом, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Ульчскому району Крымская Е.А., постановила возбудить исполнительное производство в отношении должника Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в пользу взыскателя: Амурская бассейновая природоохранная прокуратура. Установив должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии соответствующего постановления. Предупредив должника, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, с должника- организации – 50 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ, в адрес судебного пристава-исполнителя Евпаковой А.Ю., в производстве которой находилось дело должник в лице Главы района направил сведения о частичном исполнении судебного решения в 2021 году. С указанием, того, что с наступлением положительных температур в 2022 году работа по установке оставшейся части птицезащитных устройств будет продолжена.
В ходе исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, Евпакова А.Ю., вызвала должника для составления административного протокола за не исполнение должником содержащихся в исполнительном документе в рок, установленный для добровольного исполнения. Ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации. В этот же день, с должника по исполнительному производству Евпакова А.Ю., взыскала исполнительский сбор, в размере 50 000 рублей. Установив новый срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ. Копия соответствующего постановления должнику вручена в день его вынесения, то есть ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции № административного истца. На ряду с этим, судебный пристав-исполнитель в своем постановлении указала о том, что оно может быть оспорено в суде в десятидневный срок. Кроме указанного вручения, в этот же день Евпакова А.Ю., направила должнику, копию данного постановления посредством электронного размещения на Едином портале государственных услуг (далее ЕПГУ).
Согласно данных ЕПГУ, время прочтения получателем направленного уведомления значиться ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, последним днем обжалования постановления судебного пристава-исполнителя являлось ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с этим, ДД.ММ.ГГГГ, должник по исполнительному производству и директор общества с ограниченной ответственностью «ТЭК УССУРИ», подписали акт приема-передачи комплектов птицезащитных устройств. ДД.ММ.ГГГГ, главным инженером общества подписал Акт выполненных работ по установке птицезащитных устройств. Работа, по которой начата ДД.ММ.ГГГГ.
При установленных по делу обстоятельств, с учетом руководствуясь вышеуказанными нормами федерального законодательства, суд приходит выводу, что доводы административного истца о пропуске должником сроков обжалования, по уважительным причинам, о том, что оспариваемое постановление не было получено администрацией Ульчского муниципального района являются не состоятельными и противоречат письменным доказательствам, представленным сторонами по настоящему делу.
Каких либо объективных причин препятствующих, а так же обстоятельств не зависящих от должника для своевременного обжалования постановления судебного пристава-исполнителя, материалы дела не содержат, дополнительно суду не представлены.
Проведя анализ юридически-значимых обстоятельств, для разрешения данного дела, исходя из требований Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об исполнительном производстве" суд приходит к выводу о том, что оснований для восстановления процессуального срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не установлено. Поскольку, копия оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора была получена должником в день его вынесения ДД.ММ.ГГГГ, прочитана должником на сайте ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что административным истцом (должником по исполнительному производству) процессуальные сроки для обжалования вышеуказанного постановления, пропущены по уважительным причинам, суду не представлены. Напротив, суду представлены доказательства исполнения судебного решения в новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении до ДД.ММ.ГГГГ. После исполнения которого, должником в отдел судебных приставов-исполнителей по Ульчскому району направлены документы подтверждающие исполнение исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ.
Пропущенный по уважительным причинам срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя может быть восстановлен судом (ст. 95, ч. 7 ст. 219 КАС РФ). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
При таких обстоятельствах заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат. Поскольку из правового содержания вышеуказанных норм, следует, что пропуск срока на подачу заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов влечет вынесение решения об отказе в удовлетворении заявления, если от заявителя не поступило ходатайство о его восстановлении. В то же время, если при наличии ходатайства заявителя о восстановлении срока суд не находит оснований для его удовлетворения, то также выносится решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.03.2023.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.