Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-435/2024 ~ М-1366/2023 от 29.12.2023

УИД: 66OS0<№>-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>

<дата>

Номер производства 3а-435/2024

Резолютивная часть решения объявлена <дата>.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ( / / )4, с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства <№>а-435/2024

по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ( / / )2 (ИНН 667206531860)

к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки»,

с участием заинтересованных лиц – ППК «РОСКАДАСТР» в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу, индивидуальных предпринимателей ( / / )1, ( / / )3

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205009:19343 равной его рыночной стоимости,

установил:

индивидуальный предприниматель ( / / )2 (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на <дата> кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205009:19343 (далее – земельный участок), равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № Е-2023-З-045 от <дата> (далее – Отчет), выполненный оценщиком ООО «Оценка недвижимости и бизнеса» ( / / )5

В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что является долевым собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого, существенно превышает его рыночную стоимость.

Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога.

Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу ( / / )8 направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца ( / / )7 настаивала на удовлетворении административного иска, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.

Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» (административные ответчики), ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, индивидуальные предприниматели ( / / )1, ( / / )3, возражений касающихся размера определенной Отчетом рыночной стоимости земельного участка, не заявили.

Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от <дата> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2).

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Нормами данного Закона № 135-ФЗ предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

В абзаце 2 статьи 3 Закона № 135-ФЗ дано определение рыночной стоимости оцениваемого объекта - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Согласно статье 245 КАС РФ, статье 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок (доля в праве 45/100), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 955 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, спорт.

В качестве заинтересованных лиц привлечены долевые собственники земельного участка – индивидуальные предприниматели ( / / )1, ( / / )3

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на <дата> на основании акта определения кадастровой стоимости № АОКС -66/2023/010042 от <дата>, подготовленного ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» и установлена в размере 8366086,50 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН <дата>; кадастровая стоимость земельного участка применяется с <дата>.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку земельный участок является объектом обложения земельным налогом, исчисляемым от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил Отчет, выполненный оценщиком ООО «Оценка недвижимости и бизнеса» ( / / )5, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка определена в размере 4550 000 руб. по состоянию на <дата>.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его требованиям Закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Согласно положениям статей 12, 15 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка земельного участка проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности.

Оценщик ( / / )5 имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», её ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка.

Оценщик произвел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект оценки, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, использованные при определении рыночной стоимости земельного участка.

Оценщиком мотивировано использование сравнительного подхода с методом сравнения продаж, обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов.

Отобранные оценщиком объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по основным ценообразующим факторам; различия скорректированы путем введения соответствующих поправок.

Использованная оценщиком в Отчете информация отвечает принципам существенности и проверяемости.

Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками не представлено; административные ответчики не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом Отчет является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

Поскольку доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нашли свое документальное подтверждение, соответственно, заявленное им требование подлежит удовлетворению, с установлением по состоянию на <дата> кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ( / / )2 (░░░ 667206531860) ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:41:0205009:19343 ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 4550 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:41:0205009:19343 ░░░░░░░
<░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-435/2024 ~ М-1366/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малышев Валерий Алексеевич
Ответчики
ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки"
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Остапова Мария Ильинична
Гильмиярова Юлия Рашитовна
Яковцев Сергей Алексеевич
Топал Елена Геннадьевна
Нуритдинов Артур Тимурович
Родионова Ольга Геловна
Аписарова Ольга Сергеевна
Кутепов Михаил Александрович
Малова Вера Анатольевна
Кучерюк Лариса Владимировна
Репин Андрей Витальевич
Дружинина Ольга михайловна
Филиал ППК "РОСКАДАСТР" по УФО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Полевщикова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация административного искового заявления
29.12.2023Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Дело оформлено
03.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее