К делу №а-2475/2023
УИД №RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
10 ноября 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Горюновой М.С.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ГБУЗ РА «Тахтамукайская ЦРБ» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская ЦРБ» о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением к ГБУЗ Республики Адыгея «<адрес> больница», в котором просил организовать оформление направления на повторную медико-социальную экспертизу для установления первой группы инвалидности врачебной комиссии ГБУЗ Республики Адыгея «<адрес> больница». Однако ценное письмо получателем не было получено и возвращено. ГБУЗ Республики Адыгея «<адрес> больница» является правопреемником ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратился с указанным заявлением к ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница». В обоснование своего заявления указал, что он является инвали<адрес>-й группы бессрочно на основании справки МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № (общего профиля) ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> (Адыгея)» Минтруда России в связи с заболеванием приобретенное отсутствие обеих нижних конечностей, его заболевание относится к первой группе инвалидности. Однако данное заявление осталось без рассмотрения.
Согласно ответу прокурора от ДД.ММ.ГГГГ за № заявителю было разъяснено, что ФИО2 имеет право обратиться за переосвидетельствованием в медицинскую организацию по месту жительства, в этой связи прокуратурой района направлено письмо в адрес главного врача ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница» с целью оказания содействия в прохождении освидетельствования.
Таким образом, бездействие административного ответчика, выразившиеся в ненаправлении и в непроведении в отношении ФИО2 медико-социальной экспертизы на предмет переосвидетельствования, привели к нарушению прав и законных интересов административного истца, который является инвали<адрес>-й группы.
Просил признать незаконными бездействие ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница», выразившееся в ненаправлении и в непроведении медико-социальной экспертизы в отношении ФИО2; обязать ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2; возложить на ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница» обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу сообщить суду и административному истцу о его исполнении.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал и просил удовлетворить иск по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщил.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство здравоохранения Республики Адыгея, представитель которого в судебное заседание не прибыл, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указано, что вопросов, относящихся к компетенции Министерства труда и социального развития Республики Адыгея в административном иске не имеется.
Суд, выслушав административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В силу норм статьи 46 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом, исходя из положений ст.ст.62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действия (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
В силу ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес>-й группы, причина инвалидности: общее заболевание, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № (общего профиля) ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> (Адыгея)» Минтруда России.
С учетом наличия у ФИО2 заболевания- приобретенное отсутствие обеих нижних конечностей, относящегося к первой группе инвалидности, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГБУЗ Республики Адыгея «<адрес> больница» с заявлением об организации оформления направления на повторную медико-социальную экспертизу для установления первой группы инвалидности врачебной комиссии. Однако ГБУЗ Республики Адыгея «<адрес> больница» уклонилось от получения этого заявления.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратился в ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница» с заявлением об организации оформления направления на повторную медико-социальную экспертизу для установления первой группы инвалидности врачебной комиссии ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница». К заявлению был приложен пакет документов, подтверждающих наличие оснований для прохождения повторной медико-социальной экспертизы. Это заявление получено ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница», однако административным ответчиком оставлено без рассмотрения.
Ранее, при обращении ФИО2 в прокуратуру <адрес> Республики Адыгея ответом от ДД.ММ.ГГГГ за № было сообщено, что прокуратурой района направлено письмо в адрес главного врача ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница» с целью оказания содействия в прохождении освидетельствования.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что медико-социальная экспертиза-признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты и разработка индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов (пункты 1,2 части 3 статьи 8).
Согласно п.17 постановления Правительства Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом» вместе с "Правилами признания лица инвалидом" гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационного-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Принятие решения врачебной комиссией медицинской организации о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу и проведении медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, осуществляется не позднее 30 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией медицинской организации о подготовке такого направления.
Форма согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин (его законный или уполномоченный представитель) указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы (с его личным присутствием или без его личного присутствия) и информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы.
Пунктом 51 Правил признания лица инвалидом установлено, что переосвидетельствование инвалида (ребенка-инвалида) проводится в порядке, предусмотренном разделами I-IV настоящих Правил.
Согласно пункта 52 Правил, переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп-1 раз в год, а детей-инвалидов 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственного бюро, главным бюро.
Согласно пункта 56 Правил Главное бюро не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Однако административный ответчик, получив ДД.ММ.ГГГГ заявление от административного истца об организации оформления направления на повторную медико-социальную экспертизу для установления первой группы инвалидности врачебной комиссии ГБУЗ Республики Адыгея «Тахтамукайская центральная районная больница», не рассмотрел его, не организовал получение административным истцом направления на медико-социальную экспертизу, при том, что прокуратурой <адрес> Республики Адыгея в адрес административного ответчика также было направлено письмо об оказании содействия в прохождении административным истцом освидетельствования.
Таким образом, оценивая представленные административным истцом доказательства по делу, в отсутствие возражений со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу, что доводы, указанные в административном иске, нашли подтверждение в судебном заседании административным
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принятии судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая изложенное, суд установил, что административные исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ 10 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░