Дело № 2 -302/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга 24 июня 2015 года гражданское дело по иску Куратовой И.Г. к администрации муниципального района «Сысольский» о признании постановлений незаконными и к Сысольскому отделу Управления Росреестра по Республике Коми о признании незаконными действий по проведению регистрации аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Куратова И.Г. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сысольский» с требованиями о признании постановлений от 20.01.2012 № «Об утверждении схемы расположения приусадебного земельного участка» и от 19.06.2012 № «О предоставлении в аренду земельного участка Денисовой В.В.» незаконными с момента их вынесения и с требованиями о признании действий Сысольского отдела Управления Росреестра по Республике Коми по регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером № незаконными.
В обоснование иска истец указала, что земельный участок, предоставленный оспариваемыми постановлениями, перекрывает доступ к хозяйственному проезду, расположенному между домами № (первый переулок) и № (второй переулок) по <адрес>, и тем самым нарушает права и законные интересы истца и членов её семьи на пользование хозяйственным проездом.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации МР «Сысольский» Беляев А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в лице Сысольского отдела в представленном суду отзыве возражало против удовлетворения заявленных требований, указав, что является ненадлежащим ответчиком.
Привлеченные к участию в деле Денисова В.В. и Качанов Е.В. заявленные требования не поддержали.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Судом установлено, что Куратова И.Г. является собственником земельного участка с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от (дата), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).
Постановлением администрации МР «Сысольский» от 20.01.2012 № утверждена схема расположения приусадебного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании заявления Денисовой В.В. от 12.04.2012 в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате чего данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.06.2012 и ему присвоен кадастровый номер №, что подтверждается межевым планом и кадастровой выпиской о земельном участке.
Постановлением администрации МР «Сысольский» от 19.06.2012 № земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. из состава земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>, предоставлен в аренду Денисовой В.В. сроком на 10 лет.
На основании указанного постановления между администрацией СП «Визинга» и Денисовой В.В. заключен договор аренды земельного участка от 20.06.2012 №, который прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 20.07.2012, запись регистрации №.
06.09.2014 между Денисовой В.В. и Качановым Е.В. был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 20.06.2012, согласно которому к Качанову Е.В. перешли все права арендатора земельного участка. Право аренды за Качановым Е.В. также зарегистрировано в государственном реестре прав на недвижимое имущество, запись регистрации № от 19.09.2014.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
В силу ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1 ст. 28 ЗК РФ).
Из положений ст. 29 Земельного кодекса РФ (действовавшей по состоянию на 2012 год) следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Поскольку на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, возможно возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, при предоставлении указанного земельного участка необходимо руководствоваться ст. 30.1 - 33 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 2012 год).
В силу п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.п. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или путем предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Пунктом 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Пунктом 3.2.1. Положения "О порядке пользования землей на территории муниципального района "Сысольский", утвержденного решением Совета МО муниципального района "Сысольский" от 27.02.2007 N 33/295 "Об утверждении установлено, что земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка администрация муниципального района "Сысольский" может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом руководителем администрации муниципального района "Сысольский", а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального района "Сысольский".
Из положений ст. 31 Земельного кодекса РФ следует, что гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, который обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, был установлен ст. 34 Земельного кодекса РФ (действовавшей по состоянию на 20.01.2012), которой предусматривалось, что орган местного самоуправления на основании заявления о предоставлении земельного участка в аренду либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Из пояснений представителя ответчика следует, что Денисова В.В. обратилась с заявлением о предоставлении пустующего земельного участка по <адрес>. Данный земельный участок не был пригоден для строительства, нуждался в разработке, поскольку по его территории проходил овраг и рос борщевик. Администрацией МР «Сысольский» в установленном порядке было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду этого земельного участка в аренду. Ввиду отсутствия соответствующих заявлений, было принято решение о предоставлении земельного участка заявителю.
Из анализа правовых норм и с учетом фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что нарушений порядка принятия постановлений от 20.01.2012 № «Об утверждении схемы расположения приусадебного земельного участка» и от 19.06.2012 № «О предоставлении в аренду земельного участка Денисовой В.В.» не имеется.
Оспаривая постановления от 20.01.2012 № «Об утверждении схемы расположения приусадебного земельного участка» и от 19.06.2012 № «О предоставлении в аренду земельного участка Денисовой В.В.» истец указала, что земельный участок с кадастровым номером № размещен на территории, по которой проходил выезд с хозяйственного проезда, расположенного между домами № (первый переулок) и № (второй переулок) по <адрес>. Указанный хозяйственный проезд был спроектирован при предоставлении земельного участка Куратовой И.Г. для строительства индивидуального жилого дома, что отражено в акте выноса в натуру границ земельного участка и разбивки строений от 08.10.2003 и плане земельного участка от 30.09.2013. Информация о наличии хозяйственного проезда также содержится в Градостроительном плане с. Визинга. Ввиду отсутствия разворотной площадки, транспортные средства имеют возможность выехать с хозяйственного проезда только на <адрес>.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ регламентировались требования к образуемым земельным участкам, в частности было установлено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п.3). Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4). Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п.5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ( п.6).
По смыслу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 2 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлено, что при организации обособленных хозяйственных проездов для прогона скота площадь селитебной территории увеличивается на 10%. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. (п. 6.17). При этом, хозяйственный проезд должен быть не менее 4,5 м с одной полосой движения. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей.
Статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В соответствии с ч. 7 и ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером № были проведены на основании заявления Куратовой И.Г. от 27.11.2012, то есть после постановки земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет.
Согласно межевому плану земельный участок с кадастровым номером № является смежным с земельным участком с кадастровым номером № по поворотным точкам н1, н11, н10, н9, н8, н7. Хозяйственный проезд граничит с земельным участком по поворотным точкам н6, н7.
Из межевого плана на земельный участок с кадастровым номером № следует, что хозяйственный проезд, расположенный между домами № (первый переулок) и № (второй переулок) по <адрес> граничит с данным земельным участком по поворотным точкам н6, н7.
При этом, из указанных документов не следует, что на территории земельного участка с кадастровым номером № имеется дорога к улице <адрес>.
Третье лицо Денисова В.В. суду пояснила, что на момент выбора земельного участка по <адрес>, часть его территории, граничащая с хозяйственным проездом между 1 и 2 переулками по ул. <адрес>, была заросшей борщевиком, а овраг был захламлен строительным мусором и отходами производства. При этом, какой-либо дороги, ведущей на ул. <адрес>, на участке не было.
Из пояснений свидетеля Н.Е.В., являвшейся главным архитектором Сысольского района с (дата) по (дата) годы, следует, что при проектировании территории застройки микрорайона по <адрес>, между домами были предусмотрены хозяйственные проезды. Между домами № (первый переулок) и № (второй переулок) по <адрес> проектировался тупиковый хозяйственный проезд, не имеющий выезда на <адрес>, так как в указанном месте был лог и эту территорию планировалось сделать зеленой зоной.
Свидетель П.В.Г. суду пояснила, что выезд с хозяйственного проезда на <адрес> появился только в 2014 году.
Свидетель П.С.М. также суду пояснил, что территория, по которой проходит выезд с хозяйственного проезда на <адрес> ранее была заросшей борщевиком. В связи с отсутствием разворотной площадки жители осуществляли выезд на <адрес> через территорию, занятую спорным земельным участком.
Свидетель С.Л.Е. суду пояснила, что на участке Денисовой В.В. рос борщевик. Куратовы осуществляли заезд с <адрес> через этот борщевик, благоустроенной дороги там не имелось.
Проектом планировки территории земельных участков по <адрес>, между домами Куратовой (участок №) и П. (участок №) предусмотрен тупиковый хозяйственный проезд, территория между данным проездом и <адрес> обозначена как зеленая зона, что согласуется с пояснениями свидетеля Н.Е.В.
Из выкопировки картографических материалов Градостроительного плана сельского поселения «Визинга», утвержденного в 2014 году, следует, что с хозяйственного проезда между домами, расположенными на 1 и 2 переулках по <адрес>, выезд на <адрес> отсутствует. При этом, СП «Визинга» указано, что по состоянию на 2012 год Градостроительный план сельского поселения «Визинга» не был утвержден.
Из представленных суду спутниковых снимков спорной территории также не усматривается наличие выезда на <адрес>.
В своих пояснениях, истец также указала, что выезд с хозяйственного проезда на <адрес> был организован самостоятельно.
Согласно Градостроительному плану сельского поселения «Визинга» на территорию хозяйственного проезда имеется заезд с улицы противоположной <адрес>.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные ст. 304 Гражданского кодекса РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (ст. 305 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии со ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Между тем, из анализа приведенных доказательств, следует, что на момент предоставления земельного участка с кадастровым номером № территории общего пользования в виде выезда с хозяйственного проезда между домами № (первый переулок) и № (второй переулок) по <адрес> на <адрес> не имелось, и таковая не была запланирована при проектировании застройки территории. Самовольное использование указанной территории в целях проезда транспортных средств, не может являться достаточным основанием для придания указанной территории статуса территории общего пользования. Въезд на хозяйственный проезд имеется с противоположной стороны и каких-либо препятствий в его использовании судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемыми постановлениями права и законные интересы Куратовой И.Г. не нарушены, в связи с чем, оснований для признания их незаконными не имеется. Отсутствие разворотной площадки также не может служить основанием для отмены постановлений, так как по смыслу СНиП 2.07.01-89 разворотная площадка должна быть обустроена в конце хозяйственного проезда, а данная территория не входит в площадь земельного участка, предоставленного в аренду Денисовой В.В.
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ следует, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Из материалов дела следует, что по обращению Куратовой И.Г. прокуратурой Сысольского района была проведена проверка по вопросу законности предоставления земельного участка Денисовой В.В. 24.01.2014 в адрес Куратовой И.Г. был направлен ответ с указанием оснований для предоставления земельного участка Денисовой В.В. и разъяснениями о возможности обращения в суд. Между тем, истец обратилась с требованиями об оспаривании постановлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду только 24.04.2015, что подтверждается штампом суда на исковом заявлении. Таким образом, трехмесячный срок для обращения в суд с заявленными требованиями пропущен.
Исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений органов местного самоуправления.
Требования истца о признании незаконными действий Сысольского отдела Управления Росреестра по Республике Коми по проведению регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером № также не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Действующим законодательством земельные участки отнесены к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ).
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 названного закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17).
В соответствии со ст. 20 названного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания. При этом, наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него (п. 3 ст. 20).
На момент регистрации договора аренды земельного участка от 20.06.2012 №, заключенного между администрацией СП «Визинга» и Денисовой В.В. и договора от 06.09.2014 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 20.06.2012 Качанову Е.В., постановление администрации МР «Сысольский» от 19.06.2012 № «О предоставлении в аренду земельного участка Денисовой В.В.», послужившее основанием для заключения договора аренды земельного участка, не было признано незаконным, в связи с чем, оснований для отказа в государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером № не имелось.
Судом также не установлено, что данное постановление противоречит требованиям законодательства, действовавшего на момент его принятия.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в лице Сысольского отдела по проведению государственной регистрации прав Денисовой В.В. и Качанова Е.В. на земельный участок с кадастровым номером № незаконными не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Куратовой И.Г. к администрации муниципального района «Сысольский» о признании постановлений незаконными и к Сысольскому отделу Управления Росреестра по Республике Коми о признании незаконными действий по проведению регистрации аренды земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 29.06.2015 года