Дело № 2а-822/2023
УИД 35RS0019-01-2023-001685-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2023 года г. Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой С.Е.,
при секретаре Шевцовой Е.А.,
с участием старшего помощника Сокольского межрайонного прокурора Тимофеевой Е.А.,
административного ответчика Переломова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области к Переломову А.В. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Переломов А.В. осужден приговором Тотемского районного суда Вологодской области от 18 мая 2021 года по пункту «з» части 2 статьи 111 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В соответствии с приговором суда в действиях Переломова А.В. установлен особо опасный рецидив преступлений.
Переломов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области с 22 июля 2021 года за совершение тяжкого преступления, ранее судим за совершение тяжких преступлений. Срок отбытия наказания Переломова А.В. истекает 26 августа 2024 года. После освобождения Переломов А.В. намерен проживать по адресу: <адрес>.
Переломов А.В. исправительным учреждением характеризуется положительно, трудоустроен, администрацией учреждения поощрялся 5 раз.
Судимость Переломова А.В. по указанному приговору согласно статье 86 УК РФ (с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 23 июля 2013 года № 218 ФЗ) погашается через восемь лет после отбытия наказания.
Исправительное учреждение, где осужденный отбывает наказание, просит установить в отношении него административный надзор на срок погашения его судимости – восемь лет с установлением административных ограничений: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 1 раз в месяц для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрещения выезда за пределы Вологодской области.
В обоснование заявленных требований указано на наличие в действиях осужденного особо опасного рецидива преступлений.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает.
Административный ответчик Переломов А.В., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, возражал относительно установления административного надзора, считал требования преждевременными, поскольку более года он будет отбывать наказание в виде принудительных работ в исправительном центре.
Старший помощник Сокольского межрайонного прокурора Тимофеева Е.А. считает требования об установлении административного надзора в отношении Переломова А.В. подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение старшего помощника Сокольского межрайонного прокурора, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ).
На основании статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, части 1 статьи 173.1 Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы (часть 4).
Аналогичные разъяснения содержит пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Исходя из пункта 9 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентирован главой 8.1 УИК РФ, в соответствии с которым надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу части 2 указанной статьи, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Судом установлено, что Переломов А.В. осужден за совершение тяжкого преступления, ранее неоднократно судим. Администрацией исправительного учреждения Переломов А.В. характеризуется положительно, трудоустроен, поощрялся 5 раз. Судимость Переломова А.В. погашается по истечении восьми лет с момента отбытия наказания.
26 августа 2024 года осужденный Переломов А.В. подлежал освобождению из мест лишения свободы по отбытию наказания за совершение преступлений в условиях особо опасного рецидива.
Постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 23 июня 2023 года ходатайство Переломова А.В. и представление администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания – принудительными работами удовлетворено; Переломову А.В. заменена оставшаяся неотбытая часть наказания по приговору Тотемского районного суда Вологодской области от 18 мая 2021 года в виде лишения свободы наказанием в виде принудительных работ на срок 1 год 2 месяца 3 дня с удержанием из заработной платы 15 % в доход государства.
В соответствии с указанием УФСИН России по Вологодской области осужденный Переломов А.В. направлен для отбывания наказания в виде принудительных работ в УФИЦ ФКУ КП-7 УФСИН России по Вологодской области по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, п. Суда, ул. Заря, д. 11.
Рассмотрение административных исковых заявлений об установлении административного надзора связано с необходимостью выбора судом вида административных ограничений, подлежащих установлению поднадзорному лицу в момент установления административного надзора, поскольку согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 29 постановления Пленума ВС РФ от 16 мая 2017 года № 15, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
При этом Верховный Суд РФ в указанных разъяснениях подчеркнул, что административные ограничения подлежат установлению с учетом образа жизни поднадзорного лица, обстоятельств совершения им преступления, сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности данного лица, графика выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы и других имеющих значение обстоятельств.
С учетом изложенного, установление административного надзора лицу в период его нахождения в местах лишения свободы без учета приведенных выше обстоятельств, которые в случае назначения такому лицу наказания в виде принудительных работ подлежат установлению, в том числе, за период отбытия им указанного наказания, противоречит целям и задачам административного надзора.
Неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена Переломову А.В. на принудительные работы сроком 1 год 2 месяца 3 дня, за указанный значительный период времени могут измениться обстоятельства, учитываемые при решении вопроса о назначении административного надзора, кроме того, в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания может быть заменена лишением свободы, в таком случае решение суда об установлении административного надзора после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, будет неисполнимым.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела Переломов А.В. не приступил к отбыванию наказания в виде принудительных работ, впоследствии будет отбывать данное наказание в УФИЦ ФКУ КП-7 УФСИН России по Вологодской области на протяжении значительного периода времени - 1 год 2 месяца 3 дня, за который могут измениться юридически значимые обстоятельства, учитываемые при определении административных ограничений, учитывая возможность установления административного надзора во время отбытия наказания в виде принудительных работ, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15, суд считает, что административные исковые требования ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении в отношении Переломова А.В. административного надзора заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, Федеральным законом Российской Федерации № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 07 ░░░░ 2023 ░░░░.