к делу 2-1893/2022г.
УИД №RS0№-69
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12.09.2022г. а.Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Шепель В.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея в порядке ст.39 КАС РФ к ФИО2 о лишении права управления транспортными средствами до улучшения состояния здоровья, прекращении действия права на управление транспортными средствами, изъятии водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением к ФИО2 о лишении права управления транспортными средствами до улучшения состояния здоровья, прекращении действия права на управление транспортными средствами, изъятии водительского удостоверения, мотивировав свои требования тем, что ФИО2 имеет право на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения №, выданного ему 23.10.2013г. межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом ГИБДД ГУ МВД по КК. Основанием для выдачи вышеуказанного водительского удостоверения является замена водительского удостоверения, в связи с утратой. Гражданин ФИО2 имеет медицинское противопоказание для управления автотранспортными средствами, поскольку с 2022 года состоит на учете у врача нарколога, с диагнозом «Употребление каннабиноидов с вредными последствиями». Данный диагноз препятствует управлению транспортными средствами и относится к категории медицинских противопоказаний для управления автотранспортными средствами (сведения из ГБУЗ «Тахтамукайская ЦРБ» от 22.06.2022г.). В силу наличия у гражданина ФИО2 заболевания наркотического профиля свидетельствует о том, что по состоянию здоровья он не может быть признан годным к управлению транспортными средствами. В связи с изложенным, предъявлением административного искового заявления в интересах неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, жизни и здоровью которых существует угроза, вследствие управления ФИО2 транспортным средством, просит суд требования административного иска удовлетворить в полном объеме, лишить ФИО2 права управления транспортными средствами до подтверждения медицинским заключением отсутствия у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, прекратить действие права на управление транспортными средствами, гражданином ФИО2, предоставленного ему водительским удостоверением №, выданным 23.10.2013г. межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом ГИБДД ГУ МВД по КК, обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение №, выданное 23.10.2013г. межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом ГИБДД ГУ МВД по КК.
В судебном заседании прокурор - старший помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5 поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрении административного дела путем направления повестки и размещения информации на сайте суда, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности неявки в судебное заседание не представил.
Представители заинтересованных лиц: - ОМВД России по <адрес> Республики Адыгея, ГБУЗ «Тахтамукайская ЦРБ», надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрении административного дела, путем направления повестки и размещения информации на сайте суда в судебное заседание не явились, сведений об уважительности неявки в судебное заседание не представили.
С учетом требований ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть указанное административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в процессе, по имеющимся в деле материалам.
Выслушав явившегося в судебное заседание помощника прокурора, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административного иска.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
На основании ч.2 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
В соответствии с абз.9 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч.6 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к условиям получения права на управление транспортными средствами относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Согласно абз.3 ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» наличие у гражданина психического расстройства и расстройства поведения является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В силу части 3 статьи 8 «Конвенции о дорожном движении» от ДД.ММ.ГГГГ ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Исходя из требований ст.ст.3,23,28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения относится соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что административный ответчик ФИО2 имеет водительское удостоверение №, выданное 23.10.2013г. межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом ГИБДД ГУ МВД по КК.
Согласно представленной справки № от 22.06.2022г. ГБУЗ «Тахтамукайская ЦРБ», административный ответчик ФИО2 с 2022 года состоит на учете у врача-нарколога, с диагнозом «Употребление каннабиноидов с вредными последствиями».
На основании ч.1 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств, включающие хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а также алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диагноз ФИО2 относится к категории медицинских противопоказаний для управления автотранспортными средствами.
Таким образом, административный ответчик ФИО2 имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
В соответствии с положениями ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Анализ представленных суду административным истцом доказательств, свидетельствует о подтверждении обстоятельств, на которых административный истец основывает свои требования.
Поскольку судом установлено наличие у административного ответчика ФИО2 медицинского противопоказания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами, и являющегося в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием для лишения административного ответчика права управления транспортными средствами до улучшения состояния здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке и прекращения действия права на управление транспортными средствами, суд полагает возможным административное исковое заявление удовлетворить.
В силу ст.103 КАС РФ судебные расходы по делу состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При подаче настоящего административного иска административный истец был освобожден в силу закона от уплаты государственной пошлины, которая по настоящему делу составляет 300 рублей.
Государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика по делу в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 23.10.2013░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 23.10.2013░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ 23.10.2013░. ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░