Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-703/2024 ~ М-579/2024 от 27.04.2024

№ 2а-703/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2024 года                                                                                    г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Успановой Г.Т.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ажмуллаевой З.Ш.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Наримановского района Астраханской области Искалиевой С.Ж.,

представителя администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» Кудряшовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Наримановского районного суда Астраханской области, по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов ул. Волжская, 2 административное дело № 2а-703/2024 по административному исковому заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» о признании бездействия незаконным, понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» о признании бездействия незаконным, понуждению к совершению действий.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» законодательства об отходах производства и потребления.

Проверкой, проведенной в марте 2024 года установлено, что на земельном участке общего пользования по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов общей площадью 1200 кв.м., где размещены отходы производства и потребления в виде бытового строительного мусора, сельскохозяйственного сырья, опиленных веток деревьев, на земельном участке по адресу: <адрес> также расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов,общей площадью 1500 кв.м.

В этой связи, 1 марта 2024 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения представления, административным ответчиком приняты меры по устранению несанкционированной свалки в границах земельного участка по адресу: <адрес>, также предоставлена информация об обращении к региональному оператору ООО «ЭкоЦентр» о направлении спецтехники для вывоза крупногабаритных отходов с контейнерных площадок в г. Нариманов.

Поскольку несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на земельном участке по адресу: <адрес> не ликвидирована, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения, в том числе граждан, проживающих на территории муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области», прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области», выразившееся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке общего пользования, по адресу: <адрес>, обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>» ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке общего пользования, по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Впоследствии прокурор в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ изменил исковые требования просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района Астраханской области» ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенном на земельном участке, в 55 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес> и в 80 метрах северо-западнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес>, координатами №, площадью 1 200 кв.м., в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Министерство финансов Астраханской области произвести возмещение затрат на ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Определением Наримановского районного суда Астраханской области от 25 июня 2024 года принят отказ прокурора Наримановского района Астраханской области от исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Министерству финансов Астраханской области о возмещении затрат на ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, производство по делу в данной части прекращено.

По делу в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ЭкоЦентр».

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Искалиева С.Ж. в судебном заседании уточнила административные исковые требования, просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенном на земельном участке, в 55 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес> и в 80 метрах северо-западнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес>, координатами № площадью 1 200 кв.м., в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области», по доверенности Кудряшова О.Н. в судебном заседании административные исковые требования прокурора в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ признала в полном объеме.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Бобров Д.А., а также представитель Министерства финансов Астраханской области Кулишева Э.В., принимавшие участие в судебном заседании 24 июня 2024 года исковые требования не признали, просили в иске отказать в полном объеме.

Представитель ООО «ЭкоЦентр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит следующему выводу.

    В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В соответствии со статьями 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    На основании статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почв (статья 42 Земельного кодекса РФ).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

    В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

    Аналогичные полномочия предусмотрены пунктом 21 статьи 5 Устава администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области».

Постановлением Правительства Астраханской области от 15 декабря 2022 года № 640-П утверждена государственная программа «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области».

Указанной Программой утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханкой области муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.

Пунктами 3 и 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что главным распорядителем иных межбюджетных трансфертов является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области. Получателями иных межбюджетных трансфертов являются муниципальные образования Астраханской области.

В соответствии с пунктом 7 Правил, условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Астраханской области являются:

- заключение соглашения о предоставлении из бюджета Астраханской области иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования Астраханской области, предусматривающего обязательства муниципального образования Астраханской области по исполнению расходных обязательств муниципального образования Астраханской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, и ответственность за неисполнение предусмотренных данным соглашением обязательств;

- наличие письменного обязательства муниципального образования Астраханской области по возврату средств иных межбюджетных трансфертов в размере и случаях, которые предусмотрены пунктами 18, 22 настоящих Правил, и по достижению до 31 декабря года предоставления иных межбюджетных трансфертов значения показателя результативности использования иных межбюджетных трансфертов, предусмотренного соглашением.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Наримановского района Астраханской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в марте 2024 года установлено, что на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района Астраханской области», в пределах географических координат 46.679926,47.862703, в 55 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес> и в 80 метрах северо-западнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес>, площадью 1 200 кв.м. размещены отходы производства и потребления в виде бытового строительного мусора, сельскохозяйственного сырья, опиленных веток деревьев.

Наличие отходов производства и потребления выявлено и в границах земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м.

Вследствие выявленных нарушений, 1 марта 2024 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения представления, несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, имевшаяся в границах земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м., администрацией муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>» ликвидирована.

Между тем, отходы производства и потребления, размещенные на земельном участке, в пределах географических координат №, в 55 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес> и в 80 метрах северо-западнее земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес>, площадью 1 200 кв.м., административным ответчиком не ликвидированы.

Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается сторонами, администрация муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» с заявкой на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в предусмотренном законом порядке не обращалась, расчета стоимости затрат по ликвидации несанкционированной свалки, не представила.

Учитывая изложенное, также учитывая признание представителем ответчика административных исковых требований прокурора в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, суд приходит к выводу, что оснований на указание в решении суда о софинансировании мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 мая 2023 года 27-П, не имеется

Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области» вследствие непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки влечет причинение вреда окружающей среде, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической и пожароопасной обстановки, тем самым создает угрозу жизни, здоровью граждан, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение г. Нариманов Наримановского муниципального района Астраханской области», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления подлежит признанию незаконным с возложением обязанности по их ликвидации.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░ 55 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░ 80 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ 1 200 ░░.░., ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2024 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-703/2024 ~ М-579/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Наримановского района
Ответчики
Министерство финансов Астраханской области
АМО г. Нариманов
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Другие
Бобров Дмитрий Александрович
ООО ЭкоЦентр
Кулишева Элеонора Владимировна
Суд
Наримановский районный суд Астраханской области
Судья
Успанова Г.Т.
Дело на сайте суда
narimanovsky--ast.sudrf.ru
27.04.2024Регистрация административного искового заявления
02.05.2024Передача материалов судье
03.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Подготовка дела (собеседование)
13.05.2024Рассмотрение дела начато с начала
13.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее