РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-949/2019

г. Великий Новгород

5 марта 2019 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,

при участии в судебном заседании в качестве:

административного истца – Степановой Н.А.,

представителя заинтересованного лица – Новгородского областного фонда по ипотечному жилищному кредитованию – Эннс М.А.,

секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова С.В., Степановой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Степановой С.С., Степановой О.С., Степановой Н.С., к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области об оспаривании отказа во включении в список получателей социальных выплат и обязании включить в указанный список,

у с т а н о в и л :

В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратились Степанов С.В., Степанова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Степановой С.С,, Степановой О.С., Степановой Н.С., с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области (далее также – Министерство) об оспаривании отказа во включении в список получателей социальных выплат и обязании включить в указанный список.

В обоснование административного иска указано, что Степанова Н.А. 8 апреля 2010 года обратилась в Новгородский областной Фонд по ипотечному жилищному кредитованию с заявлением о включении в список получателей социальных выплат за счет средств областного бюджета как участник областной подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2014 – 2020 годы». На момент подачи заявления семья состояла из трех человек: Степанова Н.А., ее супруг Степанов С.В., дочь Степанова С.С. Степанова Н.А. и ее несовершеннолетняя дочь Степанова С.С. были зарегистрированы по месту жительства родителей Степановой Н.А., где она имела ? долю в праве общей долевой собственности. Степанов С.В. был зарегистрирован по месту жительства своих родителей. ДД.ММ.ГГГГ года родилась вторая дочь, и обеспечение жильем пришло в соответствие с требованиями областного закона от 2 апреля 2008 года № 283-ОЗ о норме обеспечения жильем (менее 14 кв. м на одного человека). В 2015 году истцы получили ипотечный заем в Новгородском областном Фонде по ипотечному жилищному кредитованию в рамках областной подпрограммы ипотечного кредитования и приобрели однокомнатную квартиру общей площадью 37,7 кв. м, в которой вся семья зарегистрирована и проживает по настоящий момент. Доля Степановой Н.А. в размере ? в праве общей долевой собственности в квартире родителей сохранилась. В 2016 году семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района. В 2018 году административные истцы получили отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области во включении семьи в список получателей социальных выплат. Так как вопрос о включении семьи в список получателей социальных выплат рассматривался в 2018 году, а не в 2010 году, административные истцы полагают, что министерство обязано было исходить из обстоятельств, которые существуют на момент вынесения данного решения. В связи с этим административные истцы просят признать незаконным отказ Министерства во включении семьи в список получателей социальных выплат и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства включить семью в список получателей социальных выплат.

Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Новгородский областной Фонд по ипотечному жилищному кредитованию (далее также – Фонд), Администрация Новгородского муниципального района.

В судебном заседании административные истцы и представитель заинтересованного лица – Фонда поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Степанова Н.А. 8 апреля 2010 года обратилась в Новгородский областной Фонд по ипотечному жилищному кредитованию с заявлением о включении в список получателей социальных выплат за счет средств областного бюджета как участник областной подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2014 – 2020 годы». На момент подачи заявления семья состояла из трех человек: Степанова Н.А., ее супруг Степанов С.В., дочь Степанова С.С. Степанова Н.А. и ее несовершеннолетняя дочь Степанова С.С. были зарегистрированы по месту жительства родителей Степановой Н.А., где она имела ? долю в праве общей долевой собственности. Степанов С.В. был зарегистрирован по месту жительства своих родителей. ДД.ММ.ГГГГ родилась вторая дочь, и обеспечение жильем пришло в соответствие с требованиями областного закона от 2 апреля 2008 года № 283-ОЗ о норме обеспечения жильем (менее 14 кв. м на одного человека). В 2015 году истцы получили ипотечный заем в Новгородском областном Фонде по ипотечному жилищному кредитованию в рамках областной подпрограммы ипотечного кредитования и приобрели однокомнатную квартиру общей площадью 37,7 кв. м, в которой вся семья зарегистрирована и проживает по настоящий момент. В 2016 году семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района.

Согласно статье 1 областного закона от 2 апреля 2008 года № 282-ОЗ «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, участвующих в строительстве и приобретении жилых помещений, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области» (далее – областной закон) данный областной закон регулирует общественные отношения, направленные на реализацию конституционного права граждан на жилище путем создания условий на территории Новгородской области для участия в ипотечном жилищном кредитовании. Под созданием условий для участия в ипотечном жилищном кредитовании понимается осуществляемая органами государственной власти области государственная поддержка отдельных категорий граждан при предоставлении ипотечного жилищного кредита и обеспечение заемщиков жилыми помещениями в случае обращения взыскания на заложенное имущество.

В силу статьи 3 областного закона государственная поддержка граждан в ипотечном жилищном кредитовании осуществляется путем предоставления социальных выплат заемщику на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 областного закона заемщикам предоставляются следующие социальные выплаты: на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа); на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по данным кредитам или займам; на частичное или полное погашение предоставленного ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления) ребенка.

Положением части 2 статьи 5 областного закона предусмотрено, что право на государственную поддержку в ипотечном жилищном кредитовании путем предоставления социальных выплат, указанных в абзацах втором, третьем и пятом части 1 статьи 4 областного закона, имеют состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях граждане, которые могут быть признаны таковыми на день обращения за получением социальной выплаты (а применительно к социальной выплате, указанной в абзаце втором части 1 статьи 4 областного закона, на день обращения за получением социальной выплаты и на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти области решения о включении в список получателей социальной выплаты) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и имеющие доходы либо иные денежные средства, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях или оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты следующие категории граждан Российской Федерации, местом жительства которых является Новгородская область: молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день обращения за получением социальной выплаты не превышает 35 лет.

Фонд и Министерство не оспаривали тот факт, что на момент обращения Степанова Н.А. и члены ее семьи имели право претендовать на включении в список, как молодая семья, учитывая, что оба супруга младше 35 лет.

Относительно вопросов рассмотрения заявления Степановой Н.А. судом установлено, что Фонд осуществляет прием и обработку таких заявлений, что не оспаривалось его представителем, по результатам чего Фонд дает заключение о возможности включения в список или нет, после чего Министерство принимает окончательное решение.

Постановлением Администрации Новгородской области от 19 декабря 2008 года № 466 утверждена программа «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2008 – 2011 годы», в которой указывались обязанности регионального оператора. В самой программе указывалось, что денежные средства на реализацию программы предоставляются из областного бюджета.

В настоящее время действует постановление Правительства Новгородской области от 16 июня 2014 года № 323, которым утвержден Порядок предоставления субсидий региональным операторам подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области» государственной программы Новгородской области «Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на 2014 – 2020 годы».

Постановлением Администрации Новгородской области от 14 октября 2008 года № 361 «О Порядке предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или участие в долевом строительстве, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» определялся порядок обращения с заявление на участие в программе и полномочия Фонда по обработке таких заявлений, проверке и перечислении субсидий.

В настоящее время данные вопросы регулируются постановлением Правительства Новгородской области от 28 октября 2013 года № 322 «О государственной программе Новгородской области «Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на 2014 - 2020 годы», в котором предусмотрены обязанности Фонда как регионального оператора.

7 декабря 2018 года Фонд дал заключение № 51 о том, что семья Степановой Н.А. может участвовать в областной подпрограмме ипотечного жилищного кредитования.

Министерство письмом от 13 декабря 2018 года № КХ-7102-И отказало во включении Степановой Н.А. и членов ее семьи в список получателей социальных выплат за счет средств областного бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)..

Фактически сам оспариваемый отказ Министерства сведен к тому, что но на момент своего обращения в 2010 году семья Степановой Н.А. была обеспечена жилой площадью сверх нормы, которая необходима для участия в испрашиваемой подпрограмме.

Между тем столь длительное рассмотрение обращения Степановой Н.А. (более восьми лет) произошло по вине органов публичной власти Новгородской области, что нарушает права и законные интересы заявителя. В связи с этим учет положения семьи Степановой Н.А. именно на дату подачи заявления в 2010 году не соответствует целям предоставляемой меры социальной поддержки и не соотносится с конституционным принципом справедливости. В таком случае Министерство должно было исходить из тех обстоятельств, которые существуют на момент фактического рассмотрения заявления и подтверждены представленными документами, так как в противном случае право на субсидию может быть отсрочено на неопределенный срок с возможностью потери оснований для ее получения.

В части 3 статьи 5 областного закона указано, что при определении нуждаемости в жилых помещениях категорий граждан, указанных в части 2 данной статьи, нуждающимися в жилых помещениях могут признаваться граждане – члены одной семьи, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в случае их совместного проживания в месте регистрации по месту жительства любого из членов семьи меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органом местного самоуправления, с учетом наличия у данной категории граждан в собственности иных жилых помещений.

Согласно части 2 статьи 51 ЖК Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Размер дохода, приходящегося на каждого из членов семьи Степановой Н.А., проверялся, каких-либо несоответствий для целей участия в Подпрограмме не усмотрено.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения заявления Степановой Н.А. обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи составляла ниже установленных 14 кв. м, что подтверждается Фондом и не оспаривается Министерством.

В связи с этим суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого решения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области от 13 декабря 2018 года № КХ-7102-И об отказе во включении в список получателей социальных выплат.

Министерству надлежит включить семью в составе пяти человек: Степанов С.В., Степанова Н.А., Степанова С.С., Степанова О.С., Степанова Н.С, – в список получателей социальных выплат за счет средств областного бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС Российской Федерации с Министерства в пользу Степановой Н.А. следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ № ░░-7102-░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░.░. ░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13 ░░░░░ 2019 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-949/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанов Сергей Владимирович
Степанов С.В.
Степанова Наталья Анатольевна
Степанова Н.А.
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области
Другие
Администрация Новгородского муниципального района
Новгородский областной Фонд по ипотечному жилищному кредитованию
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
10.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
05.03.2019[Адм.] Судебное заседание
13.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Регистрация административного искового заявления
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2020Предварительное судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее