РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2013 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Чернышук Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части № <данные изъяты> Шевченко О. В. об оспаривании действий руководителя 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных с отказом в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение в избранном месте жительства,
установил:
Шевченко проходит военную службу в войсковой части № и планируется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Руководителем 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ (далее 3-й отдел РУЖО МО РФ) 20 декабря 2012 года было отказано Шевченко в заключении договора социального найма на распределенное ей ранее на состав семьи 4 человека жилое помещение по адресу: <адрес> (общей площадью <данные изъяты> кв.м.).
В своем заявлении Шевченко просит военный суд признать незаконными указанные действия руководителя 3-го отдела РУЖО МО РФ и обязать его заключить с нею договор социального найма на распределенное ей жилое помещение по адресу: г<адрес>.
Обосновывая заявленные требования Шевченко в заявлении указала, что должностными лицами 3-го отдела РУЖО МО РФ были неправильно истолкованы нормы законодательства. Более того, жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (общая площадь <данные изъяты> кв.м.); принадлежит на праве собственности её свекрови – ФИО1, которая не является членом её семьи.
Возражая против удовлетворения требований заявителя, должностное лицо в заявлении указало, что у семьи военнослужащей Шевченко имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; в связи с чем нет оснований для заключения договора социального найма на квартиру предоставленную заявителю в городе Подольске. Вопрос обеспечения семьи Шевченко постоянным жильем от минобороны РФ должен решаться исходя из норм предоставления на состав семьи 4 человека за вычетом имеющейся доли в собственности.
Исследовав представленные доказательства и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из исследованных в суде выписки из приказа командира войсковой части № № от 1 августа 2011 года, копии контракта и справок войсковой части №, Шевченко проходит военную службу в войсковой части №, будучи на воинской должности, и планируется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
При этом, календарная выслуга лет заявителя составляет более 12 лет.
Из исследованной в суде копии извещения Врид директора ДЖО МО РФ № от 30 мая 2012 года усматривается, что Шевченко и её семье (всего 4 человека) было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>; общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м.
Как усматривается из исследованного в суде сообщения руководителя 3-го отдела РУЖО МО РФ от 20 декабря 2012 года Шевченко было отказано в заключении договора социального найма на распределенное ей ранее на состав семьи 4 человека жилое помещение в городе Подольске, указанное выше, по причине наличия у семьи Шевченко в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные действия должностного лица военный суд считает законными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из пункта 14 ст. 15 этого Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 5 ст. 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.
Как видно из исследованных в суде справки войсковой части № от 21 декабря 2012 года № в состав семьи военнослужащей Шевченко входят супруг – ФИО2, дочь – ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения); и дочь – ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Из исследованной в суде выписки из Единого реестра военнослужащих Минобороны РФ, который ведется в ДЖО МО РФ, усматривается, что военнослужащая Шевченко принята 4 мая 2011 года на учет Департамента для получения жилого помещения (квартиры) на состав семьи 4 человека.
При этом, согласно ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Однако из исследованных в суде копии договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 15 февраля 1994 года и копии регистрационного удостоверения от 23 февраля 1994 года усматривается, что Администрация города Петропавловска-Камчатского передала в собственность гражданке ФИО1 (свекрови) трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; с согласия совершеннолетних ФИО2 (муж заявителя) и Шевченко О.В. (заявитель), которая в то время еще не являлась военнослужащей.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на достижение баланса интересов собственника жилого помещения и членов его семьи.
Из исследованной в суде копии поквартирной карточки, на указанное выше жилое помещение, видно, что муж заявителя – ФИО2, является сыном собственника этого жилого помещения и до настоящего времени проживает в нем с момента оформления его матерью этой квартиры.
В соответствие с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Поскольку муж заявителя является членом семьи собственника жилого помещения в городе Петропавловске-Камчатском, проживая в нем и имея равные права на пользование им, а исходя из смысла договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 15 февраля 1994 года данная квартира бесплатно была передана Администрацией города гражданке ФИО1 с учетом членов её семьи, то военный суд приходит к выводу, что муж заявителя считается обеспеченным жилым помещением и не имеет права на повторное бесплатное получение жилья от государства.
Согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как явствует из положений ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Таким образом, военный суд считает, что военнослужащая Шевченко имеет право состоять на учете нуждающихся военнослужащих для получения жилья в избранном месте жительства с составом семьи 3 человека (заявитель и две её дочери).
С учетом положений ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, на состав семьи заявителя полагается жилое помещение в избранном месте жительства от 54 кв.м. до 63 кв.м., что значительно меньше площади жилого помещения, предоставленного ей по извещению ДЖО МО РФ № от 30 мая 2012 года в городе Подольске.
При таких обстоятельствах действия должностных лиц 3-го отдела ФГУ РУЖО МО РФ отказавших Шевченко в заключении договора социального найма на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. в городе Подольске Московской области являются законными.
На основании изложенного выше, требования Шевченко о признании незаконными действий руководителя 3-го отдела ФГУ РУЖО МО РФ и об обязывании этого должностного лица заключить с нею договор социального найма на состав семьи 4 человека на жилое помещение по адресу: <адрес>; удовлетворению не подлежат.
Принимая такое решение, военный суд учитывает положения пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14, согласно которому регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░