Дело №а-405/2023
УИД 75RS0016-01-2023-000845-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 03 августа 2023 г.
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Вишняковой Е.Н.,
при секретаре Тишковой Д.О.,
с участием административного истца - представителя администрации муниципального района «Могочинский район» Шестаковой Т.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального района «Могочинский район» к ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП по Забайкальскому краю, заместителю старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП по Забайкальскому краю Богушевич Ю.В., Управлению ФССП по Забайкальскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
представитель административного истца по доверенности Шестакова Т.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указала, что решением Могочинского районного суда от 21.01. 2023 г. на администрацию муниципального района «Могочинский район» возложена обязанность профинансировать мероприятия, связанные с оборудованием МОУ СОШ № 27 п.Ключевский Могочинского района Забайкальского края стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером). Срок исполнения решения судом установлен до 14.06.2024 г. Могочинским МРО УФССП РФ по Забайкальскому краю 13.07.2023 г. возбуждено исполнительное производство № 58876/23/75052-ИП, установлен срок для добровольного исполнения решения суда. Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования не исполнены, заместителем старшего судебного пристава вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Могочинский район» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения решения до 10.08.2023 г. Выражает несогласие с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора и установлением нового срока для исполнения до 10.08.2023 г., поскольку бюджет муниципального района на очередной 2023 г. финансовый год утверждался в декабре 2022 г. и денежные средства на 2023 г. для проведения мероприятий, указанных в решении суда от 21.01.2023 г. в бюджете не запланированы. Полагая, что при указанных обстоятельствах, исполнительский сбор взысканию не подлежит, просит освободить администрацию муниципального района «Могочинский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: заместитель старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП России по Забайкальскому краю Богушевич Ю.В., УФССП РФ по Забайкальскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца – Шестакова Т.И. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП по Забайкальскому краю Богушевич Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном отзыве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения иска, полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора законно и обосновано, требования исполнительного документа административным ответчиком в срок не исполнены, в связи с чем имелись основания для взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика – старший судебный пристав ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП по Забайкальскому краю Батарлыкова Ю.А. возражала против удовлетворения иска.
Представитель административного ответчика- УФССП РФ по Забайкальскому краю, представитель заинтересованного лица - Могочинской межрайонной прокуроры, представитель заинтересованного лица -МОУ СОШ № 27 п.Ключевский в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, пояснений, возражений относительно заявленных требований не представили.
С учетом положений ст.150 КАС РФ суд не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, исполнительное производство, изучив позицию сторон, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11, ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В абз.1 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, порядок рассмотрения дела об освобождении от уплаты исполнительского сбора определяется в зависимости от выбранного должником способа защиты своего права.
Решением Могочинского районного суда от 27.01.2023г., иск Могочинского межрайонного прокурора удовлетворен, на МОУ СОШ № 27 п.Ключевский возложена обязанность оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. На администрацию муниципального района «Могочинский район» возложена обязанность профинансировать мероприятия, связанные с оборудованием МОУ СОШ № 27 п.Ключевский Могочинского района Забайкальского края стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) (л.д. 6-11).
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 14.06.2023 г. решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 27.01.2023 г. оставлено без изменения (л.д.27-30).
Решение Могочинского районного суда от 27.01.2023г. вступило в законную силу 14.06. 2023 г.
На основании исполнительного листа, выданного Могочинским районным судом Забайкальского края 03.07.2023 г. (л.д. 34-35) в отношении должника – администрации муниципального района «Могочинский район» 13.07. 2023 г. возбуждено исполнительное производство № 58876/23/75052-ИП, о чем заместителем старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП России по Забайкальскому краю Богушевич Ю.В. вынесено постановление, в котором должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (л.д 36-37).
Копия указанного постановления направлена в адрес должника и получена администрацией муниципального района «Могочинский район» 13.07. 2023 г. (л.д.38-39).
В связи с не исполнением должником в установленный срок для добровольного исполнения исполнительного документа постановлением заместителем старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП России по Забайкальскому краю Богушевич Ю.В. от 21.07.2023г. с должника - администрации муниципального района «Могочинский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 40-41), копия которого направлена и получена должником 21.07.2023 г. (л.д.42-43).
В ответе на постановление о возбуждении исполнительного производства 18.07.2023г. исх.№ 2455 (л.д.44) администрации муниципального района «Могочинский район» ссылается на то, что для финансирования мероприятий, связанных с оборудованием МОУ СОШ № 27 п.Ключевский стрелковым тиром или местом для стрельбы, необходимо предусмотреть денежные средства в бюджете муниципального района на очередной 2024 г., денежные средства на указанные цели будут заложены в бюджет на 2024 г.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Доводы представителя административного истца о необходимости освобождения от взыскания исполнительского сбора по тем основаниям, что исполнение решения невозможно в связи с отсутствием запланированных денежных средств в бюджете на 2023 г, суд находит несостоятельными, поскольку само по себе отсутствие денежных средств не может служить достаточным основанием для неисполнения решения суда.
Каких-либо доказательств того, что администрацией муниципального района «Могочинский район» принимаются меры направленные на исполнение решения, суду не представлено.
Доводы представителя административного истца о том, что администрацией муниципального района «Могочинский район» решение суда должно быть исполнено в срок до 14.06.2024 г. суд также находит не состоятельными, поскольку решением суда срок для исполнения обязанности по финансированию администрации муниципального района «Могочинский район» не устанавливался. Таким образом, будучи ответчиком администрация муниципального района «Могочинский район» до настоящего времени не исполнила требования исполнительного документа, судебному приставу -исполнителю убедительных доказательств невозможности его исполнения в установленный срок, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых или данных условий обстоятельств, не представила, в связи с чем суд не находит оснований для освобождения административного истца от освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2023░.