24ОS0000-01-2023-000338-77
Дело № 3А-396/2023
010а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,
с участием представителя административных истцов Чиханчиной Ю.А., Адашкиной В.А. – Шмаланд Ю.А., представителя Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края Кротовой А.Р., прокурора Дмитриева И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-396/2023 по административному иску Чиханчиной Юлии Анатольевны, Адашкиной Валентины Алексеевны о признании не действующими в части Решение Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 28 декабря 2011 года № 21-114-р «Об утверждении генерального плана муниципального образования поселок Емельяново», Решение Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Емельяново Емельяновского района Красноярского края»,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 28 декабря 2011 года № 21-114-р «Об утверждении генерального плана муниципального образования поселок Емельяново» (далее – Решение от 28 декабря 2011 года № 21-114-р) утвержден генерального плана муниципального образования поселок Емельяново Емельяновского района Красноярского края (далее – Генеральный план).
Приложением к Решению от 28 декабря 2011 года № 21-114-р является Схема планируемого использования территории муниципального образования поселок Емельяново, на которой определены функциональные зоны данного муниципального образования.
Решение от 28 декабря 2011 года № 21-114-р было подписано Главой муниципального образования поселок Емельяново, опубликовано на сайте администрации муниципального образования поселок Емельяново и в соответствии с пунктом 3 данного Решения оно вступило в силу со дня его официального опубликования.
Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Емельяново Емельяновского района Красноярского края» (далее – Решение от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования поселок Емельяново Емельяновского района Красноярского края (далее – Правила землепользования и застройки).
Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования муниципального образования поселок Емельяново, на которой отражены территориальные зоны данного муниципального образования.
Решение от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р было подписано Главой муниципального образования поселок Емельяново, опубликовано 11 марта 2020 года в общественно-политической газете Емельяновского района Красноярского края «Емельяновские веси» № 21 и в соответствии с пунктом 4 данного Решения оно вступило в силу со дня его официального опубликования в вышеуказанной газете.
Чиханчина Ю.А., Адашкина В.А. обратились с административным иском, в котором просят признать не действующими Решение от 28 декабря 2011 года № 21-114-р и Решение от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145, расположенных по адресу: Красноярский край Емельяновский район к территории сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками указанных земельных участков, которые были поставлены на государственный кадастровый учет 3 июня 2022 года, относятся к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», имеют вид разрешенного использования «для создания рекреационной зоны для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан».
Названные земельные участки были образованы путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:12481, 24:11:0000000:12482, которые были поставлены на государственный кадастровый учет 24 апреля 2012 года.
Отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 к территории сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения нарушает права административных истцов на использование земельных участков по их назначению – создание рекреационной зоны для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
По мнению административных истцов, оспариваемые нормативные правовые акты приняты без учета фактического землепользования, интересов административных истцов, создают неопределенность правового режима земельных участков.
Представитель административных истцов Чиханчиной Ю.А., Адашкиной В.А. – Шмаланд Ю.А., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края (далее – Совет депутатов) Кротова А.Р., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что оспариваемыми нормативными правовыми актами функциональное и территориальное зонирование в отношении земельных участков было установлено ошибочно.
Глава поселка Емельяново, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие Главы поселка Емельяново, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Прокурор - прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4765 «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края» в состав поселка городского типа Емельяново входят поселок Веселая Гора, поселок Логовой, деревня Крутая, деревня Мужичкино, деревня Сухая, деревня Творогово.
Согласно Уставу поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, принятого Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов от 26 декабря 1997 года № 9 (далее - Устав), поселок Емельяново является самостоятельным муниципальным образованием, полное наименование которого – «городское поселение поселок Емельяново Емельяновского муниципального района Красноярского края» (пункты 1 и 1.1 статьи 2). В состав территории поселка входят земли населенных пунктов: поселка городского типа Емельяново, деревни Сухая, деревни Крутая, деревни Мужичкино, деревни Творогово, поселка Логовой, поселка Веселая Гора (пункт 2 статьи 11).
В силу Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4763 «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края» поселки городского типа относятся к городским поселениям.
На основании пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (пункт 8 статьи 1, часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 1 статьи 20 Устава Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории посёлка.
Глава посёлка является высшим должностным лицом посёлка Емельяново, наделённым компетенцией по решению вопросов местного значения, в том числе полномочиями по подписанию и обнародованию нормативных правовых актов, принятых поселковым Советом депутатов (пункт 1 статьи 13, пункт 5 статьи 16 Устава).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты представительным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры принятия и опубликования.
Судом установлено, что административные истцы являются сособственниками земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145, расположенных по адресу: Красноярский край Емельяновский район, которые были поставлены на государственный кадастровый учет 3 июня 2022 года, относятся к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», имеют вид разрешенного использования «для создания рекреационной зоны для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Названные земельные участки были образованы путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:12481, 24:11:0000000:12482, которые были поставлены на государственный кадастровый учет 24 апреля 2012 года, относились к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» и имели тот же вид разрешенного использования «для создания рекреационной зоны для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан».
Из материалов дела следует, что приложением «Схема планируемого использования территории муниципального образования поселок Емельяново» к Решению от 28 декабря 2011 года № 21-114-р земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 отнесены к функциональной зоне «сельскохозяйственное использование, в том числе пашня, пастбище».
Приложением № 1 «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования поселок Емельяново» к Решению от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р в отношении вышеуказанных земельных участков какая-либо территориальная зона из числа предусмотренных Правилами землепользования и застройки не установлена, данные земельные участки отнесены к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков ограничиваются требованиями градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки.
Межу тем, такие ограничения не могут устанавливаться произвольно.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, а также защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
На основании части 1 статьи 9, части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы, как документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, также должны разрабатываться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Таким образом, органы местного самоуправления, реализуя свои дискреционные полномочия в сфере земельных отношений и градостроительства, при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Соответственно, внесение изменений в правовое регулирование, устанавливающее ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков, допустимо лишь в предусмотренных законом целях - обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела и пояснений представителя Емельяновского поселкового Совета депутатов следует, что установление в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 оспариваемой функциональной зоны и отнесение их к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения без установления для них градостроительного регламента, предусмотренного какой-либо территориальной зоной, является ошибочным, не соответствует сложившемуся землепользованию, муниципальное образование не планирует использовать указанные земельные участки в целях сельскохозяйственного производства.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты в части установления функционального и территориального зонирования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку приняты без учета сложившейся планировки территории, существующего землепользования, планируемого развития территории, влекут неопределенность правового режима использования данных участков и нарушают права административных истцов на использование земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения приложение «Схема планируемого использования территории муниципального образования поселок Емельяново» к Решению от 28 декабря 2011 года № 21-114-р в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 к функциональной зоне «сельскохозяйственное использование, в том числе пашня, пастбище»; приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования поселок Емельяново» к Решению от 26 февраля 2020 года № 39-304-Р в части отнесения указанных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также обязать Емельяновский поселковый Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ № 21-114-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░».
- ░░░░░░░░░░ № 1 «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 39-304-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 24:11:0000000:27143, 24:11:0000000:27144, 24:11:0000000:27145 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.