11RS0008-01-2024-000158-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Сосногорск, Республика Коми | 22 мая 2024 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сообцоковой К.М.,
при секретаре Пятышевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лызлова Алексея Григорьевича к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о взыскании денежных средств,
установил:
Канев Б.Б., действующий по доверенности в интересах Лызлова А.Г., обратился в Сосногорский городской суд с иском к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» (далее – АГП «Троицко-Печорск», Администрация) о взыскании задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ №ВОУ-1-02/2020 в сумме 188.311,66 руб., процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, за период с 01.04.2020 по 19.02.2023 в сумме 39.400,83 руб., госпошлины – 5.477 руб. В обоснование требований указано, что обязательства по договору исполняются ответчиком ненадлежащим образом.
Определением от 20.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Волкова О.Н.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, истец в настоящее судебное заседание не явился, обеспечил участие в деле своего представителя. АГП «Троицко-Печорск» своего представителя для участия в деле не направила, представила отзыв на исковое заявление.
Суд, исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В настоящем судебном заседании представитель истца и третьего лица по доверенности Канев Б.Б. на заявленных требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Дополнительно пояснил, что в 2020 году истец осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, выполнял работы по очистке тротуаров пгт. Троицко-Печорск от снега на основании договоров, заключенных с АГП «Троицко-Печорск». Работы истец выполнил в полном объеме в соответствии со спорным договором, акт выполненных работ подписан руководителем АГП «Троицко-Печорск», на тот момент Волковой О.Н., оплата по договору не произведена, претензия истца об оплате работ, оставлена без ответа. Также представитель истца указал, что Федеральный закон №44-ФЗ, в редакции действующей на дату спорных правоотношений, позволяет заключать договор с единственным поставщиком без проведения конкурсной процедуры.
Волкова О.Н. показала, что до марта 2020 года осуществляла полномочия руководителя АГП «Троицко-Печорск», договоры на очистку дорог и тротуаров в зимний период 2020 года заключены не были, в связи с чем имелась необходимость в оперативном заключении таких договором, которые были заключены с исполнителями напрямую. Истец ранее выполнял работы по очистке дорог и тротуаров от снега, претензий к его работе не было, поэтому с ним был заключен прямой договор. Также третье лицо пояснила, что в начале 2020 года менялись коды бюджетных классификаций и отсутствовала возможность заключения договора по конкурсу.
Выслушав участников процесса, исследовав материал дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 01.02.2020 между АГП «Троицко-Печорск» (Заказчик) и ИП Лызловым А.Г. (Исполнитель) заключен №№ (далее по тексту – Договор), по условиям которого Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по регулярной очистке от снега тротуаров городского поселения «Троицко-Печорск» согласно перечню с определенной периодичностью (приложение №2.1-2.6) по заданию Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить услуги. Сроки оказания услуг с 01.02.2020 по 29.02.2020. Стоимость услуг по Договору определена сметой и составляет 188.311,66 руб. (п.п. 1.1, 2.1, 6.1).
Неотъемлемой частью договора являются приложения к нему: График периодичности очистки от снега тротуаров городского поселения «Троицко-Печорск» (циклы №) (приложения 2.1-2.6) с указанием тротуаров, которые необходимо очистить, а именно: <адрес>, Мост через <адрес>, Мост <адрес>, от перекрестка <адрес> до домов №№ <адрес> (вдоль автомобильной дороги), <адрес> (от перекрестка с <адрес> до <адрес> до почты, <адрес>, Больничный комплекс <адрес> (бродвей +тротуар у школы), <адрес> от МКД № до МКД №.8, <адрес> до <адрес> МКД №, мкр. Южный, пешеходная дорожка между МКД № и МКД №, мкр. Южный, пешеходная дорожка вдоль ДОУ, мкр. Южный, пешеходная дорожка вдоль сош, ЦРБ.
29.02.2020 АГП «Троицко-Печорск» в лице и.о. руководителя Волковой О.Н., и ИП Лызловым А.Г. подписан акт приемки выполненных работ, в котором отражено, что услуги по Договору выполнены в полном объеме согласно графиков периодичности очистки от снега тротуаров. Работы приняты в присутствии представителя Заказчика на сумму 188 311,66 руб., Заказчик претензий к качеству работ не имеет.
Доказательств, подтверждающих оплату по Договору, в материалы дела не представлено.
Заявляя настоящие требования истец указывает, что услуги по договору им были выполнены в полном объеме, до настоящего времени ответчиком не оплачены,
09.07.2020 Лызлов А.Г. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
29.06.2021 ОМВД России по Троицко-Печорскому району в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное № дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Спорный договор в предмет расследования по уголовному делу № не включался, поскольку услуги по нему оплачены не были.
При этом, как усматривается из постановления о возбуждении уголовного дела в период времени с ноября 2019 года по январь 2020 года, точное время и дата в ходе рассмотрения материала проверки не установлено, неустановленное лицо, находясь на территории пгт. Троицко-Печорск Республики Коми из корыстных побуждений, путем обмана и злоупотребления доверием АГП «Троицко-Печорск», введя последнюю в заблуждение по поводу искренности своих намерений, имея умысел на хищение денежных средств, путем обмана похитило денежные средства в сумме 51433 рубля 27 копеек, принадлежащие АГП «Троицко-Печорск», а именно неустановленное лицо заключило ряд договоров по оказанию услуг по отчистке тротуаров пгт. Троицко-Печорск, но в ходе проверки было установлено, что на четырех улицах пгт. Троицко-Печорск Республики Коми тротуары отсутствуют, а именно на ул. бр. Тюфяковых, В.Терешковой, Пушкина, Суворова, в результате чего неустановленное лицо по заключенным договорам за выполненную работу получил от АГП «Троицко-Печорск» оплату, которая не соответствовала фактически проведенным работам, причинив АГП «Троицко-Печорск» материальный ущерб на вышеуказанную сумму.
Согласно акту проверки правильности и результативности расходования средств бюджета городского поселения «Троицко-Печорск» на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети (КБК №) и автомобильных дорог общего пользования местного значения (КБК 9№), на выполнение работ по благоустройству (КБК №) в декабре 2019 года и в январе - октябре 2020 года от 30.10.2020 Администрацией не приняты бюджетные обязательства по договору от 01.02.2020 №№ с ИП ФИО1 на сумму 188.311,66 руб.
Договор на содержание улично-дорожной сети заключен Администрацией по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) с единственным поставщиком, который позволяет заключить договоры по согласованию между руководителями организаций.
При расчете смет и.о. руководителя администрации ФИО5 приняла ширину тротуаров 1м, тогда как фактически ширина деревянных тротуаров составляет 90 см, что привело к завышению объема выполненных работ.
В январе-феврале 2020 года был проведен мониторинг качества очистки тротуаров расположенных на <адрес>, ходе которого установлено отсутствие тротуаров, как таковых и отсутствие какой-либо очистки снежного покрова по направлениям отсутствующих тротуаров.
Оценив сложившиеся между сторонами правоотношения, суд приходит к выводу, что они регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч. 1 ст. 781 ГК РФ).
В силу ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В статье 1 Закона №44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона №44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со статьей 6 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу статьи 24 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта. Таким образом, государственный и муниципальный контракт размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец не заключал с Администрацией муниципальный контракт на выполнение спорных работ.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ предусмотрена закупка у единственного поставщика в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Вместе с тем, приведенные в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ обстоятельства являются исключением из общих правил Закона №44-ФЗ и носят экстренный характер.
Сведения о том, что имелись какие-либо препятствия для заключения контракта в порядке, установленном Законом №44-ФЗ и условий для выполнения работ в отсутствие контракта, суду не представлено.
Закон №44-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Названный закон принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Финансирование услуг, оказываемых для государственных и муниципальных нужд, осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, поэтому заключение для их оказания контракта путем проведения конкурентной процедуры является обязательным условием для сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
В этом случае подлежат доказыванию срочность и необходимость выполнения работ, невозможность использования социально значимого объекта без выполнения спорных работ, а также разовый характер работ, отсутствие сговора и недобросовестной конкуренции. Кроме того, необходимо установить, что заказчик поручил и гарантировал оплату работ.
Установление совокупности названных критериев указывает на добросовестность действий подрядчика и является основанием для удовлетворения исковых требований по оплате работ в отсутствие заключенного между сторонами контракта.
Вопреки требованию статьи 56 ГПК РФ, истец не доказал соблюдение условий, установленных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, а именно то, что выполненные истцом работы не терпели отлагательства, проведены в количестве и объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, связаны с предотвращением иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а, следовательно, могли быть выполнены в отсутствие контракта.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Выполнение работ или оказание услуг без контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом №44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, являясь профессиональным участником рынка, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, порядок возникновения которого установлен названным законом.
На невозможность предъявления к оплате работ, выполнение которых не согласовано в порядке, установленном Законом №44-ФЗ, указано в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которому по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм законодательства о контрактной системе (статья 10 ГК РФ).
Таким образом, выполнение предпринимателем спорных работ без муниципального контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом №44-ФЗ, является риском этого лица, которое не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 01.02.2020 №№, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 395 ░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ 24.05.2024.
░░░░░ - | ░.░. ░░░░░░░░░░ |