Дело № 2а-3786/23
78RS0008-01-2023-001451-80
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2023г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в лице:
Председательствующего – судьи А.Н. Рябинина,
При секретаре – А.А. Новик,
Рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по административному иску Шпотака Александра Степановича к Комитету по сохранению культурного наследия Ленинградской области о признании приказа в части недействительным, обязании исключить земельный участок из приказа,
УСТАНОВИЛ:
Шпотак А.С. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету по сохранению культурного наследия Ленинградской области, просит признать Приказ Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области № 01-03/22-250 от 24.11.2022г. в части уточнения сведений об объекте культурного наследия «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения.» по адресу: <адрес> о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов культурного наследия, входящих в его состав, утверждении границ территории и предмета охраны» в части включения в объект культурного наследия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№>, общей площадью 5000 кв.м. с видом разрешенного использования — для эксплуатации базы отдыха и объект культурного наследия — «артиллерийскую позицию батареи» - недействительным, обязать Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области исключить указанный земельный участок из Приказа Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области № 01-03/22-250 от 24.11.2022г.
В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика заявлено ходатайство о передачи дела по подсудности в Ленинградский областной суд со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд считает, что дело не подсудно Красногвардейскому районному суду Санкт-Петербурга и подлежит передаче по подсудности в Ленинградский областной суд по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области как региональный орган охраны объектов культурного наследия в соответствии с п. 1.1. Положения о комитете по сохранению культурного наследия Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24.12.2020г. № 850, является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под предметом охраны объекта культурного наследия понимается описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
С предметом охраны объекта культурного наследия непосредственно связана и государственная охрана такого объекта.
Согласно пп. 5 и 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны и законодательное закрепление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны.
Объект культурного наследия имеет исторические и культурные особенности (предмет охраны), которые обусловливают его особую защиту, обеспечиваемую как за счет ограничительных законодательных требований, связанных с функционированием данных объектов и прилегающей к ним территории (данные требования содержатся, в том числе в пп. 1 п. 1 ст. 5.1 и ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так и за счет законодательных требований, непосредственно направленных на проведение работ по сохранению этих объектов, включая их консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования (данные требования указаны, в частности, в ст.ст. 44 и 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Принятие органом охраны объектов культурного наследия решения с учетом выводов государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) выявленного объекта культурного наследия либо об отказе в его включении является инструментом, направленным на формирование перечня объектов культурного наследия Российской Федерации, сохранность которых обеспечивается указанными нормами законодательства.
Тем самым, включение в Реестр связано с приданием объекту соответствующего статуса, который затрагивает права неопределенного круга лиц, как обладателей обязанности по сохранению культурных ценностей и права на доступ к ним.
Положения оспариваемого приказа устанавливают земельного участка соответствующий правовой статус, подтверждающий наличие у него в силу экспертного заключения историко-культурной ценности, а также основания для включения в Реестр.
Положения приказа содержат статутные (общезакрепительные) нормы (то есть нормы, которые фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений), которые хотя и не содержат прямых требований к поведению лиц, однако устанавливают правовой статус соответствующего предмета правового регулирования (объектов недвижимости), являющийся обязательным для неопределенного круга лиц и рассчитанный на постоянное применение.
Оспариваемый приказ закрепляет факт наличия историко-культурной ценности и формирует правило поведения, адресованное неопределенному кругу лиц и рассчитанное на неоднократное применение.
Таким образом, оспариваемый приказ № 01-03/22-250 от 24.11.2022г. является нормативным правовым актом Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, изданным для регулирования правоотношений, возникающих при проведении работы по выявлению объектов культурного наследия и их включению в Реестр
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
При таких обстоятельствах настоящее дело было принято к производству суда с нарушением правил подсудности и подлежит передаче по подсудности в Ленинградский областной суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22, 27 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-3786/23 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░