Решение по делу № 3а-223/2015 от 14.10.2015

Дело № 3а-223/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 28 декабря 2015 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Филатовой Е.С.

при секретаре Татарских К.И.,

с участием представителя административного истца Малеева Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорова И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

Сидоров И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 785 кв.м, категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: для оздоровительной деятельности, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 226369 рублей по состоянию на 26.04.2013 (уточненное административное заявление, л. д. 33, 34 т. 2).

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Сидоров И.В. является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды от 13.10.2010, в соответствии с условиями договора аренды и методикой расчета арендной платы последняя устанавливается с учетом кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная по состоянию на 26.04.2013 существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости на эту же дату. Завышенная кадастровая стоимость нарушает права заявителя как арендатора, вынужденного уплачивать арендную плату, исходя из завышенной кадастровой стоимости.

В качестве административных ответчиков заявителем указаны Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю), Правительство Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю), Администрация Пермского муниципального района Пермского края.

В качестве заинтересованного лица привлечено ТСН «***».

Административный истец Сидоров И.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Малеев Д.С. требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, свои доводы изложили в письменных отзывах. Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Администрация Пермского муниципального района Пермского края просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Представитель Администрации Пермского муниципального района Пермского края Титова Я.С. ранее возражала против удовлетворения требований.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В силу ч. 5 ст. 4 приведенного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 ЗК РФ)

Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. В силу п. 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Как следует из Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3).

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п. 1 ст. 66 ЗК РФ по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сидоров И.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ** на основании договора №** от 13.01.2010 аренды земельного участка, заключенного с Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на основании постановления Администрации Пермского муниципального района от 13.01.2010 №10 «О предоставлении земельного участка Сидорову И.В.»; дополнительных соглашений к данному договору №** от 29.06.2012, №2 от 11.06.2013.

Как следует из п.п. 2.1, 2.2 договора аренды, приложения №** к нему, арендная плата рассчитывается на основании закона Пермского края от 07.04.2010 №604-ПК «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов.

В силу п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Утверждения представителя администрации Пермского муниципального района о том, что требование Сидорова И.В. не может быть удовлетворено, поскольку в договоре аренды земельного участка отсутствует согласие собственника земельного участка на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости арендатором, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в абзаце седьмом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», являются ошибочными, так как арендодателем земельного участка, находящегося в пользовании Сидорова И.В., является Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.

01.01.2014 вступило в силу постановление Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».

Земельный участок с кадастровым номером ** является вновь образованным, поставлен на государственный кадастровый учет 26.04.2013, в связи с чем в массовую кадастровую оценку земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, утвержденную вышеназванным Постановлением, не вошел. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена с применением среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, соответствующего восьмому виду разрешенного использования по Пермскому муниципальному району, и составила 564587 рублей 70 копеек.

Сидоровым И.В. представлен в суд отчет № ** от 22.06.2015 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный ООО «***». В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** на 26.04.2013 составляет 226369 рублей. Оценщик ООО «***» Г., проводившая оценку, является действительным членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «***». Обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована САО «***».

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, а также стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент».

Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на четыре земельных участка,информация о которых получена из газеты «Из рук в руки» № 102 от 27.12.2012, № 33 от 30.04.2012, № 69 от 29.08.2011, № 28 от 12.04.2012. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка. Согласно отчету об оценке аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, экспертом введены корректировки – на дату и условия продаж, на возможность торга между продавцом и покупателем.

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требования достаточности и достоверности.

Кроме того, заявителем представлено в суд положительное экспертное заключение экспертов Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «***» от 08.10.2015 № ** на отчет об оценке № ** от 22.06.2015. Данное экспертное заключение соответствует Федеральному стандарту оценки «Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № **)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328, а именно: оно подписано экспертами, проведшими экспертизу отчета об оценке, утверждено и заверено региональным представителем НП СРО «СВОД» на территории г. Перми и Пермского края.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено.

Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено. Доводы, изложенные в представленных заинтересованными лицами отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

С учетом изложенного, заявленное Сидоровым И.В. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета № ** от 22.06.2015 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, то есть в размере 226369 рублей по состоянию на 26.04.2013.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

Материалами дела не подтверждается факт обращения Сидорова И.В. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с соответствующим заявлением не обращался, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения его в суд – 14.10.2015, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

Руководствуясь статьями 249, 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Сидорова И.В., поданное 14.10.2015, удовлетворить: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 785 кв. м, категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использование: для оздоровительной деятельности, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 226369 (двести двадцать шесть тысяч триста шестьдесят девять) рублей по состоянию на 26.04.2013.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца.

Судья – подпись Е. С. Филатова

Решение в законную силу не вступило.

3а-223/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидоров И.В.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пермскому краю
Правительство Пермского края
Администрация Пермского муниципального района Пермского края
Управление Россреестра по Пермскому краю
Другие
Лоткова А.А.
Титова Я.С.
Малеев Д.С.
ТСН "Златоустье-Премиум"
Бурлакова И.В.
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
14.10.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.10.2015[Адм.] Передача материалов судье
16.10.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2015[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.10.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.11.2015[Адм.] Предварительное судебное заседание
08.12.2015[Адм.] Предварительное судебное заседание
17.12.2015[Адм.] Предварительное судебное заседание
28.12.2015[Адм.] Судебное заседание
28.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее