Дело №2а-4562/2023
51RS0001-01-2023-004028-88
Изготовлено 28 сентября 2023 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурманского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространённой посредством сети Интернет, запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет в целях профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, при размещении в свободном доступе в сети «Интернет» информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
В ходе мониторинга сети Интернет, установлены интернет-страницы, расположенные по сетевым адресам: <данные изъяты>, на которых в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация, пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способы избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, даются подробные разъяснения и советы начинающим зацеперам, способы посадки и высадки на ходу поезда, проезда на подножках, крышах вагонов и других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Казак А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, извещен судом о времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявление.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона РФ №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ) запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 3 статьи 15 Закона №149-ФЗ).
Судом установлено, что в ходе проведенного Мурманским транспортным прокурором мониторинга интернет ресурсов выявлены страницы в сети «Интернет», расположенные по сетевым адресам: <данные изъяты>, на которых в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация, пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способы избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, даются подробные разъяснения и советы начинающим зацеперам, способы посадки и высадки на ходу поезда, проезда на подножках, крышах вагонов и других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами Интернет-страниц.
Владельца сайта в ходе проверки установить не представилось возможным.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия.
Зацепинг – проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсерфинг (от англ. train – поезд и surfing – серфинг, «езда вдоль поверхности»), трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop – запрыгивание на поезд) или зацепинг – способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсерферами», «трейнхопперами» или «зацеперами».
Из анализа информации, представленной на исследуемой странице сайта установлено, что на данной странице пропагандируется позитивное отношение несовершеннолетних и молодежи к молодежной субкультуре под названием «зацепинг».
Статьей 151.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего
Статьей 6.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а именно посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах <данные изъяты> пропагандирует противоправную деятельность, тем самым фактически способствует совершению преступлений и административных правонарушений.
Распространение вышеуказанной информации противоречит действующему законодательству в сфере защиты прав детей, тем самым ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защиты собственности, защиты несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие
Доступ на Интернет-сайты: <данные изъяты> свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием и воспользоваться предлагаемыми услугами может любой Интернет-пользователь на всей территории Российской Федерации.
Прямой запрет Уголовного закона и Кодекса Российской Федерации на осуществление указанных действий и положения ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» являются основаниями для признания информации, размещенной на данном сайтах, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с частями 1, 2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается общедоступными сведениями с сайта Роскомнадзора.
Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░