дело № 2а-3253/2021
УИД 16RS0047-01-2021-007697-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 10 ноября 2021 года
Кировский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галиуллиной Л.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осетриной Я.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова А.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании необоснованными и отмене решения от 12 июля 2021 года №, решения от 12 июля 2021 года № о привлечении административного истца к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании необоснованными и отмене решения от 12 июля 2021 года №, решения от 12 июля 2021 года № о привлечении административного истца к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что 12 июля 2021 года МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан в отношении Смирнова А.С. приняты решения №, № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в неправомерном непредставлении уведомления о контролируемой иностранной компании.
Указанными решениями административному истцу назначено наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей по каждому решению, то есть в совокупности 50000 рублей.
27 июля 2021 года указанные решения обжалованы административным истцом в вышестоящий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан путем подачи жалобы об отмене решения МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан в части размера штрафных санкций и снижении размера штрафов до 5000 рублей по каждому из решений № и № от 12 июля 2021 года.
Жалобу административного истца от 27 июля 2021 года об отмене решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части размеров штрафных санкций Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан не удовлетворил, сославшись на то, что МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан в должной мере учтены смягчающие обстоятельства, указанные административным истцом, а довод о его тяжелом материальном положении не подтвержден документально.
Административный истец считает решения МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан от 12 июля 2021 года №, № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части размеров назначенных штрафных санкций и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26 августа 2021 года № об оставлении жалобы без удовлетворения необоснованными, в связи с неприятием вовнимание тяжелого материального положения административного истца, выражающимся в отсутствии у него дохода на постоянном месте работы, а также не принято во внимание, что хозяйственная деятельность общества с ограниченной ответственностью «Полис 24-М», генеральным директором которого являлся административный истец, прекращена в 2016 году по воле его участников, заработная плата генеральному директору не начисляется.
Данная информация могла быть достоверно проверена самими административными ответчиками в рамках взаимодействия внутри системы налоговой службы путем сверки подаваемой обществом с ограниченной ответственностью «Полис 24-М» налоговой отчетности.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан при рассмотрении жалобы не приняло во внимание, что на момент рассмотрения жалобы административный истец прекратил свое участие в иностранной компании, о чем подал соответствующее уведомление, подтверждая свои доводы о том, что правонарушения были совершены им в отсутствие умысла, по неосторожности, из-за несогласованных действий его партнеров, граждан Чешской Республики.
На основании вышеизложенного Смирнов А.С. просил признать необоснованными и отменить решения МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан от 12 июля 2021 года №, № о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, снизить размер штрафных санкций по данным решениям до 5000 рублей.
В судебное заседание административный истец Смирнов А.С. не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца Смирнова А.С. - Исмаилов Г.Р., действуя в пределах полномочий, предоставленных доверенностью от 3 ноября 2021 года, административные исковые требования поддержал, представил дополнения к административному исковому заявлению.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан Валиуллин Р.А. административные исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Махиянова Д.С. административные исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что физическое лицо вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов.
На основании пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса.
Статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица). А также о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса.
В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).
В силу статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Как указано в пункте 2 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации, прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с настоящим Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее в настоящей главе - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом установлено, что Смирнов А.С. в период с 7 апреля 2017 года по 29 июня 2021 года являлся учредителем иностранной организации «ENIGMACAPITALs.r.o.» и соответственно в силу пункта 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации обязан был представить в налоговый орган по месту учета уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2018 год – не позднее 20 марта 2019 года, за 2019 год – не позднее 20 марта 2020 года.
Смирновым А.С. уведомления о контролируемых иностранных компаниях в отношении иностранной организации «ENIGMACAPITALs.r.o.» в МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан за 2019 год подано 26 апреля 2021 года, за 2018 год - 28 апреля 2021 года.
Таким образом, Смирновым А.С. не представлены в срок, установленные пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомления о контролируемой иностранной компании за 2018 и 2019 годы.
В связи с непредставлением уведомления в установленный законом срок должностным лицом налогового органа составлены соответствующие акты об обнаружении фактов налогового правонарушения от 17 мая 2021 года №, №, которые направлены административному истцу заказным письмом 22 мая 2021 года.
5 июля 2021 года Смирновым А.С. представлено в МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан ходатайство о снижении штрафных санкций в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором просил уменьшить штраф с учетом того, что правонарушение совершено впервые, неумышленно, ввиду недобросовестных действий партнеров в Чешской Республике, отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета. Также Смирнов А.С. указал, что является добросовестным налогоплательщиком, не имеет задолженности перед бюджетом, а также что на иждивении находятся несовершеннолетние дети и отсутствует постоянный источник дохода, что влечет трудности материального характера.
По результатам рассмотрения актов об обнаружении фактов налогового правонарушения, письменного обращения налогоплательщика, 12 июля 2021 года МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан приняты оспариваемые решения №, №.
Данными решениями налогового органа – МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан, Смирнов А.С. привлечен к налоговой ответственности за непредставление в установленный законом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2018 и 2019 годы соответственно. При этом налоговым органом с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафа, предусмотренный пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшен и установлен в сумме 25 000 рублей по каждому налоговому правонарушению.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность уменьшения налоговых санкций не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным статьями главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 данного кодекса.
Из содержания оспариваемых решений следует, что в качестве обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, должностным лицом налогового органа учтены несоразмерность деяния тяжести наказания, а также тяжелое материальное положение физического лица.
Не согласившись с указанными решениями МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан, Смирнов А.С. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан с жалобой на вышеуказанные решения налогового органа, в которой, не оспаривая решения по существу просил снизить размер штрафных санкций, указывая на то, что налоговым органом в качестве смягчающих ответственность обстоятельства не было учтено отсутствие постоянного дохода у Смирнова А.С.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26 августа 2021 года № вынесенным в порядке статьи 140 Налогового кодека Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы Смирнова А.С. на решения МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан от 12 июля 2021 года №, №, указанные решения МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан от 12 июля2021 года №, № оставлены без изменения, жалоба Смирнова А.С. - без удовлетворения.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что с учетом приведенных положений статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации признание налогоплательщика контролирующим лицом влечет возникновение обязанности по представлению уведомления о контролируемой иностранной компании. Соответственно непредставление уведомления о контролируемой иностранной компании является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной специальной нормой статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Вопреки доводам административного истца обязанность по ежегодному представлению уведомления связана с признанием налогоплательщика контролирующим лицом в силу статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и не обусловлена возникновением какого-либо финансового результата у контролируемой иностранной компании.
Фактически доводы, изложенные в административном исковом заявлении, аналогичны заявленным при рассмотрении дела налоговым органом, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены при принятии обжалуемых решений.
Административным истцом не оспаривались основания для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок привлечения к ответственности.
В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 1 - 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым, по смыслу закона он не может произвольно быть расширен правоприменителем.
Следовательно, к таким обстоятельствам могут быть отнесены только такие, которые находятся в правовом единстве с названными в законе, то есть свидетельствующие либо о наличии объективных причин, в силу которых исполнение налогоплательщиком конкретной налоговой обязанности было затруднительным, либо тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При принятии решений налоговым органом в полном объеме была дана оценка смягчающим обстоятельствам и в силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации размер штрафа за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, снижен в четыре раза до 25 000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения вынесены уполномоченным на то органом с соблюдением процедуры и сроков их принятия с учетом всех обстоятельств, имеющих правовое значение, доводам административного истца, в том числе о тяжелом материальном положении, дана надлежащая оценка.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Смирнова А.С. к МРИ ФНС России № 3 по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании необоснованными и отмене решения от 12 июля 2021 года №, решения от 12 июля 2021 года № о привлечении административного истца к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░ 2021 ░░░░ №, ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░ 2021 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 129.6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░