Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-7/2024 (3а-73/2023;) ~ М-80/2023 от 11.12.2023

дело № 3а-7/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2024 года город Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Туникене М.В.,

при секретаре Дымниковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Смолстром-сервис» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

установил:

АО «Смолстром-сервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков: общей площадью 10 729 кв.м, с кадастровым номером 67:18:0060108:5844, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Козинское сельское поселение, д.Киселевка в размере его рыночной стоимости, равной 3165 055рублей по состоянию на 17 мая 2022 г.; подлежащей применению с 17 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г.;

общей площадью 2 785 кв.м, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, в размере его рыночной стоимости, равной 1088 935рублей по состоянию на 18 мая 2022 г.; подлежащей применению с 18 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г.

Указало, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков завышены, не соответствуют рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании» в отчетах по состоянию на 17 мая 2022 г. и 18 мая 2022 г. Полагает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости по данным Единого государственного реестра недвижимости в размере 16117425,67 рублей и 4183710,55 рублей завышена, и влечет необоснованное увеличение его налоговых обязательств, так как является налоговой базой для исчисления налога на имущество.

Впоследствии, административный истец административный иск уточнил, просит установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5844, в размере его рыночной стоимости, равной 3218 700рублей по состоянию на 17 мая 2022 г., которая подлежит применению с 17 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г.;

архивную кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845, в размере его рыночной стоимости, равной 1108 430рублей по состоянию на 18 мая 2022 г., которая подлежит применению с 17мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г.

В судебном заседании представитель административного истца ГоловкоО.В. поддержала уточненный административный иск.

Представитель административного ответчика ОСГБУ «Фонд государственного имущества в Смоленской области» Громова В.С. не возражала против удовлетворения уточненного административного иска, поддержала отзыв учреждения на административное исковое заявление (л.д.119-122).

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области Зюмочкин С.М. также не возражал против удовлетворения уточненного административного иска, не оспаривал заключение судебной оценочной экспертизы.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Из представленного отзыва следует, что кадастровая стоимость заявленных административным истцом земельных участков определена ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237?ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта об определении кадастровой стоимости от 25 мая 2022 г. № АЗНП-67/2022/000077 в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Приведенные выше законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога (арендной платы).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Положения Закона об оценочной деятельности применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального Закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ).

Согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Постановлением Администрации Смоленской области от 10 августа 2017г. № 511 «Об установлении даты перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области» проведение государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области с 1августа 2017 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3июля 2016 г. № 237-ФЗ.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ.

Согласно абзацу 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности, части 4 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ и п. 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

При этом под рыночной стоимость объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности, части 7 статьи 22 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №237?ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на территории Российской Федерации исполнению подлежат вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» от 31июля 2020 г. № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании вышеуказанной статьи отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости (вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30июня 2021 г.).

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, части 4 статьи 22Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ, части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты несение в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменение качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.

Требования о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такового пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»).

В случае изменения кадастровой стоимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2019 г. № 1438-О).

Аналогичная позиция содержится в пункте 1.1. статьи 391, пункте 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статья 78 Налогового Кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из положений пункта 6 вышепоименованного постановления с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что АО «Смолстром-сервис» на основании договора купли-продажи от 30 мая 2022 г. является собственником земельных участков: общей площадью 10729 кв.м с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 (далее – Объект № 1) и общей площадью 2 785 кв.м, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 ( далее – Объект № 2), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования жилищное строительство, расположенных по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка (л.д. 23-43).

Земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 сформирован в 2022 г. и поставлен на государственный кадастровый учет 17мая 2022 г.

Земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 сформирован в 2022 г. и поставлен на государственный кадастровый учет 18мая 2022 г.

Актом ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» от 25 мая 2022 г. № 67/2022/000077 кадастровая стоимость Объекта № 1 по состоянию на 17 мая 2022 г. определена в размере 16117425,67 руб.; кадастровая стоимость Объекта № 2 по состоянию на 18 мая 2022 г. определена в размере 4183710,55 руб. в соответствии с требованиями статьи 16Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и внесена в ЕГРН 17 мая 2022 г.

В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 7 ноября 2022 г. № 1083 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Смоленской области» в государственный кадастр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022г. (л.д.105).

В настоящее время в ЕГРН содержатся актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 в размере 21364872,83 руб., которая определена актом ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» об определении кадастровой стоимости от 17 марта 2023 г. № АЗУ-67/2023/ст15 и внесена в ЕГРН 28 марта 2023 г., а также актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 в размере 5514747,78 руб., которая определена по состоянию на 1 января 2022 г. актом ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» об определении кадастровой стоимости от 17 марта 2023 г. № АЗУ-67/2023/ст15 и внесена в ЕГРН 28 марта 2023 г. (л.д.107-108)

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 по состоянию на 17 мая 2022 г. и земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 по состоянию на 18 мая 2022 г. является архивной.

Административное исковое заявление подано административным истцом с соблюдением процессуального срока обращения в суд, предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В подтверждение доводов о том, что архивная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость АО «Смолстром-сервис» представлен отчет об оценке № 482-З-23 СМК АОК 04, выполненный оценщиком ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании» Москалевым А.Н., который составлен на дату определения кадастровой стоимости на 17 мая 2022 г. и на 18 мая 2022 г.

Согласно отчету № 482-З-23 СМК АОК 04 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 по состоянию на 17 мая 2022 г. составляет 3165055 руб.

Рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 по состоянию на 18 мая 2022 г. составляет 1088935 руб. (л.д.44-93).

В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая существенное отличие рыночной стоимости земельных участков Объекта № 1 - 80,36 %, Объекта № 2 – 73,97 %, указанных в отчете об оценке, от их кадастровой стоимости, судом назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ГосСтандартОценка» Тарасенковой Т.В.

Согласно заключению судебной экспертизы № С0110/Э-24 рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5844, по состоянию на 17 мая 2022 г. составляет 3218700 руб. безотносительно НДС.

Рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 по состоянию на 18 мая 2022 г. составляет 1108430 руб. безотносительно НДС (л.д.161-178).

Административные ответчики выводы проведенной по делу судебной экспертизы не оспаривают.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всем имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии с частью 8 статьи 82 и статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

При исследовании экспертного заключения судом было установлено, что эксперт провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении их рыночной стоимости. Экспертом проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости.

В экспертном заключении при определении рыночной стоимости оцениваемых объектов применен метод оценки в рамках сравнительного подхода, от применения доходного и затратного подхода эксперт обосновано отказался. В заключение присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.

Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что названное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Под оценочной деятельностью согласно статье 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В силу статьи 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, является членом саморегулируемой организации и его ответственность застрахована, что подтверждено приложенными к экспертному заключению полисом страхования и свидетельством о членстве саморегулируемой организации оценщиков, то есть указанные требования закона соблюдены.

Представители административного истца, административных ответчиков в судебных заседаниях не представили доказательств необоснованности и противоречивости экспертного заключения, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.

Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ, суд признает указанное заключение эксперта от 27 февраля 2024 г. надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 по состоянию на 17 мая 2022 г. и земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 по состоянию на 18 мая 2022 г.

Суд также не находит оснований для определения рыночной стоимости объектов недвижимости в размере, определенном в представленных административном истцом отчете об оценке № 482-З-23 СМК АОК 04, выполненных оценщиком ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании» Москалевым А.Н., который составлен по состоянию на 17 мая 2022 г. и 18 мая 2022 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5844, по состоянию на 17 мая 2022 г. составляет 3165 055рублей; рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845, по состоянию на 18 мая 2022 г. составляет 1088 935рублей, поскольку в данном отчете имеются нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, что подробно отражено в заключении эксперта от 27 февраля 2024 г. А именно: отчет об оценке имеет техническую ошибку, заключающуюся в неверном применении коэффициента на торг при расчете стоимости объектов оценки. Так, на стр. 59-60 описана корректировка на торг с указанием значения - 13,4 % и приведением источника информации. Размер корректировки, согласно объекту оценки, составляет 13,4 %. При этом в расчетной таблице значение корректировки на торг принято в ошибочном размере – 17 %, что оказало влияние на итоговый результат (л.д.162-178).

С учетом изложенного, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы № С0110/Э-24.

Поскольку с заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости названных выше объектов недвижимости административный истец обратился в суд 11 декабря 2023 г., то в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 в резолютивной части решения указывается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Актом ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» об определении кадастровой стоимости от 17 марта 2023 г. №АЗУ-67/2023/ст15 по состоянию на 1 января 2022 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5844 определена новая кадастровая стоимость в размере 21364872,83 руб., дата начала применения с 1 января 2023 г., внесена в ЕГРН 28 марта 2023 г. (л.д.107).

Актом ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» об определении кадастровой стоимости от 17 марта 2023 г. № АЗУ-67/2023/ст15 по состоянию на 1 января 2022 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060108:5845 определена новая кадастровая стоимость в размере 5514747,78 руб., дата начала применения с 1 января 2023г., которая внесена в ЕГРН 28 марта 2023 г. (л.д.108)

Учитывая положения пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а также утверждение результатов очередной государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Смоленской области, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5844, установленная судебной оценочной экспертизой в размере 3218 700 рублей по состоянию на 17 мая 2022 г., подлежит применению с 17мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г.; рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 67:18:0060108:5845, установленная судебной оценочной экспертизой в размере 1108 430 рублей по состоянию на 18 мая 2022 г., подлежит применению с 18 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ, статьи 17 Федерального закона 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о нарушении административным истцом процедуры установления кадастровой стоимости в размере ее рыночной ввиду того, что нормы статьи 22 Федерального закона от 3июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Смоленской области не применяются с 1 января 2023 г., является несостоятельным.

Административный истец является плательщиком земельного налога, исчисление которого осуществляется исходя из размера кадастровой стоимости спорных земельных участков, к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость, поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Тот факт, что за АО «Смолстром-сервис» на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, для целей, установленных законодательством, сторонами по существу не оспаривается.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2022 г. № 269-ФЗ в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.

При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН; не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.

Постановлением Администрации Смоленской области от 29 декабря 2022г. № 1072 принято решение о дате перехода на территории Смоленской области к применению положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января 2023 г.

Между тем, возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке статьей 22.1 указанного закона не предусмотрена.

Учитывая изложенное, и то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным отношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 10 729 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 67:18:0060108:5844, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3218 700 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17░░░ 2022 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 17 ░░░ 2022 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 2 785 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 67:18:0060108:5845, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1108 430 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░ 2022 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 18 ░░░ 2022 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 11░░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░ 2024 ░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-7/2024 (3а-73/2023;) ~ М-80/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Смолстром-сервис"
Ответчики
ОСГБУ "Фонд государственного имущества Смоленской области"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области
Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Туникене Марина Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud--sml.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация административного искового заявления
11.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.12.2023Предварительное судебное заседание
29.02.2024Производство по делу возобновлено
29.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее