№2а-4862/2024
УИД 24RS0046-01-2024-004811-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Копейкиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гумбиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Назарово Красноярского края к МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера г. Красноярска ГУ ФССП России по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Назарово Красноярского края обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что решением Назаровского городского суда Красноярского края от 27.11.2019г. на Администрацию г. Назарово возложена обязанность по предоставлению Здор В.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования г. Назарово Красноярского края, отвечающего санитарным нормам, общей площадью, исходя из нормы предоставления 33 кв.м. 27.02.2020г. в МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску возбуждено исполнительное производство № 3468/20/24097-ИП. В пятидневный срок требования исполнительного документа администрацией исполнены не были, в связи с чем, 30.04.2020г. вынесено постановление №24097/20/16234 о взыскании с Администрации г. Назарово исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. Истец осуществляет все действия по исполнению исполнительного документа в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, поэтому приобрести ФИО3 жилое помещение в пятидневный срок со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства не представляется возможным.
Администрация города Назарово Красноярского края просила освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 3468/20/24097-ИП от 27.02.2020г.
Определением суда от 14.06.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ ФССП России по Красноярскому краю, протокольным определением от 03.07.2024г. – в качестве заинтересованного лица ФИО3
Представитель административного истца Администрации г. Назарово Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административные ответчики МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
Поскольку явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, суд в соответствии со ст.ст.150, 152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В пункте 78 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. № 12-961.
В соответствии с подп. «ж» п. 2 ст. 1 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 24.12.2009г. № 9-4225 государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании решений судебных органов.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 на осуществление передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Приобретение в муниципальную собственность жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.
Как следует из материалов административного дела, решением Назаровского городского суда Красноярского края от 27.11.2019г., вступившим в законную силу 28.01.2020г., на Администрацию г. Назарово Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождениия благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования города Назарово, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью, исходя из нормы предоставления 33 кв.м. с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. № 12-961.
27.02.2020г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФСП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство № 3468/20/24097-ИП в отношении Администрации г. Назарово Красноярского края с возложением указанной обязанности. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения должником копии настоящего постановления.
06.03.2020г. копия постановления направлена Администрации г. Назарово Красноярского края.
После неисполнения требований исполнительного документа в пятидневный срок по возбужденному 27.02.2020г. исполнительному производству в отношении Администрации г. Назарово Красноярского края, судебный пристав-исполнитель ФИО4 в соответствии с требованиями ч.1 ст. 30, ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесла 30.04.2020г. постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
04.08.2021г. судебным приставом-исполнителем Администрации г. Назарово Красноярского края направлено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 01.10.2021г.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что между Администрацией г. Назарово Красноярского края и ФИО3 подписан акт приема-передачи жилого помещения специализированного жилищного фонда по адресу: <адрес>, общей площадью 29,7 кв.м.
12.05.2023г. исполнительное производство № 3468/22/24097-ИП окончено в связи с его исполнением.
Как следует из представленных материалов, при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура выделения бюджетных средств требует значительных временных затрат и порядок, не зависящий от воли Администрации г. Назарово Красноярского края, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок.
Процедура выделения бюджетных средств, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению, являются особенности формирования проекта бюджета города, требующие определенных временных затрат. Данное обстоятельство не требует доказывания в силу того, что такой порядок установлен законом.
Меры, принятые должником к исполнению решения суда, предприняты последним в период установленного срока для его исполнения. Вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный в исполнительном документе срок не имеется. Должник принял меры для надлежащего и полного исполнения требований исполнительного документа.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Администрации г. Назарово от взыскания исполнительского сбора.
По смыслу приведенных выше норм суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и совершил все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, при наличии при этом уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения.
Из материалов дела усматривается, что должником подобные меры предпринимались.
20.03.2020г., 03.09.2021г. в целях исполнения решений суда по обеспечению относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования города Назарово, Администрации г. Назарово Красноярского края направлены письма заместителю министра образования Красноярского края о выделении средств субвенции, в том числе на предоставление ФИО3 на территории г. Назарово Красноярского края благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Определением Назаровского городского суда Красноярского края от 23.06.2020г. Администрации г. Назарово Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения от 27.09.2019г. на срок до 01.08.2021г.
С 01.01.2022г. в Законе Красноярского от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправлении районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступили в силу изменения, внесенные Законом Красноярского края от 23.12.2021г. № 2-332 (далее – Закон).
В соответствии с п.В ст. 3 Закона в редакции 23.12.2021г., органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий, заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области строительства, по реализации переданных государственных полномочий.
25.01.2022г. между министерством строительства Красноярского края и Администрацией города Назарово Красноярского края заключено соглашение № 28-дс о взаимодействии по реализации в 2022-2024 годах государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Администрацией г. Назарово была запущена процедура аукционов, направленная на приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона, заключения контракта, которая также требовала определенных временных затрат.
По итогам аукциона между администрацией и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 8 от 08.06.20223г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны Администрации г. Назарово Красноярского края не имеется бездействия по неисполнению решения суда по обеспечению ФИО3 жилым помещением по договору социального найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны администрации своевременно приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение решение Назаровского городского суда Красноярского края от 27.11.2019г., спустя непродолжительное время после вступления 28.01.2020г. указанного решения суда в законную силу.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии вины Администрации города Назарово Красноярского края в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с чем, требования Администрации города Назарово Красноярского края об освобождении от уплаты исполнительского собора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю №24097/22/16234 от 30.04.2020г. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 3468/20/24097-░░ ░░ 27.02.2020░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 3468/20/24097-░░ ░░ 27.02.2020░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.