Дело № 2а-2798/2023
25RS0002-01-2023-001853-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего – судьи Хренкова О.В.,
при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,
с участием представителя административного истца – адвоката Ли Р.Г.,
представителя административного ответчика Останкова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибрагимовой Румии Вахид Кызы к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимова Р.В.к. обратилась в суд с административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о введенном в отношении нее запрете въезда на территорию Российской Федерации на основании пп. 14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Полагает данное решение незаконным и нарушающим ее права, поскольку принятая мера противоречит положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ, нарушает ее право на проживание со своей семьей, члены которой являются гражданами Российской Федерации. Просит признать незаконным и отменить решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что Ибрагимова Р.В.к. является гражданкой Республики Азербайджан, однако с 2003 года проживала на территории Российской Федерации, все члены ее семьи – муж и пятеро детей являются гражданами Российской Федерации. Полагает, что оспариваемое решение влечет нарушение прав Ибрагимовой Р.В.к. на уважение личной жизни, чрезмерное и неоправданное вмешательство в ее частную жизнь.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск, согласно которому основанием для принятия в отношении Ибрагимовой Р.В.к. оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации она находилась на территории Российской Федерации непрерывно свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации (дата окончания установленного законом срока пребывания на территории Российской Федерации – ДД.ММ.ГГГГ, период незаконного нахождения на территории Российской Федерации – с ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом <адрес> было вынесено постановление о признании Ибрагимовой Р.В.к. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В связи с этим принятое в отношении административного истца решение является законным и обоснованным и не нарушает права иностранного гражданина, в том числе на уважение личной жизни.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии
Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Как установлено судом, по данным АС ЦБДУИГ Ибрагимова Р.В.к. была поставлена на миграционный учет по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ, срок законного пребывания - до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в установленный срок Ибрагимова Р.В.к. с территории Российской Федерации не убыла, находилась на территории Российской Федерации более 270 суток со дня окончания срока временного пребывания.
Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова Р.В.к. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> принято решение о неразрешении гражданке Республики Азербайджан Ибрагимовой Р.В.к. въезда в Российскую Федерацию сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Решение о неразрешении въезда влечет запрет иностранному гражданину на въезд на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 08.05.2019 № 303, при подготовке материалов для принятия решения о неразрешении въезда учитывается наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.
Как следует из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) деятельности которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, во избежание избыточного ограничения прав и свобод иностранных граждан при принятии решения орган не должен ограничиваться установлением лишь формальных оснований применения закона, должны быть исследованы и оценены реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.02.2016 № 5-П указал, что суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе, и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ибрагимова Р.В.к. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО10, который является гражданином РФ, имеет с ним общих детей – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также являющихся гражданами РФ.
Материалами дела подтверждается, что члены семьи Ибрагимовой Р.В.к. зарегистрированы и проживают в <адрес>, дети получают образование в учреждениях среднего общего и высшего образования <адрес>.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 показал, что его супруга Ибрагимова Р.В.к. вылетела в № вместе с дочерью, которая обучается в третьем классе средней школы, и в связи с неразрешением ей въезда не может вернуться в Россию и вынуждена проживать у знакомых в <адрес>. В этой связи он один осуществляет уход за тремя малолетними детьми, которые также обучаются в средней школе, что создает большие трудности, так как он является единственным кормильцем в семье и вынужден совмещать работу с воспитанием детей.
Исходя из данных обстоятельств, правовые последствия неразрешения въезда в Российскую Федерацию представляют для административного истца серьезное вмешательство в сферу ее семейной, личной жизни, что нарушает основополагающие принципы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем являются несоразмерными защищаемому публично-правовому интересу.
Учитывая фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела, семейное положение административного истца, а также то обстоятельство, что доказательств крайней необходимости принятия в отношении нее оспариваемого решения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства суду не представлено, как не представлено и доказательств соразмерности таких мер воздействия преследуемой цели, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░