Дело № 2а-4996/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Одинцово, Московская область
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко С. В.,
при помощнике судьи Максименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Королёва Дмитрия Валерьевича к Управление Росреестра по Москве, о признании отказа незаконным,
установил:
Королёв Д.В. обратился в суд к УФСГРКиК по Москве с административными исковыми требованиями о признании отказа незаконным.
В обоснование требований указано, что 02.12.2020 он обратился к ответчику с заявлением о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости, земельном участке площадью 875 кв.м. расположенном по адресу: АДРЕС, к заявлению были приложены: архивная копия договора мены домовладения от 26.11.1980 г., архивная копия договора о праве застройки от 20.10.1944 г., свидетельство о праве на наследство по закону от 23.05.1984 г., свидетельство о праве на наследство по закону от 06.04.1983 г., выписка из похозяйственной книги за 1964-1966 г.г.
10.12.2020 г. ответчиком вынесено решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в качестве основания указано, что предоставленные совместно с заявлением документы не содержат решения (акта) о предоставлении гражданину земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного решения (акта) на момент его издания.
Данное решение считает незаконным и необоснованным, поскольку среди документов предоставленных для регистрации земельного участка как ранее учтенного была предоставлена архивная копия договора застройки земельного участка от 20.10.1944 г., в составе которого также приложено разрешение для отвода земельного участка от 07.08.1943 г., которое давало право на застройку земельного участка одноквартирного дома, который был в последствии введен в эксплуатацию и в настоящее время стоит на кадастровом учете, также к заявлению была приложена архивная выписка из похозяйственных книг за периоды с 1949 по 1966 г.г.
Во всех представленных документах стоит площадь земельного участка 875 кв.м., выделение земельного участка подтверждается всеми представленными документами, в связи с чем отказ Росреестра в регистрации земельного участка как ранее учтенного является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного административный истец просил признать решение Управление Росреестра по г. Москве № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Управление Росрестра по г. Москве осуществить государственный кадастровый учет путем внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 875 кв.м. расположенном по адресу: АДРЕС.
Административный истец Королёв Д.В. в судебное заседание явился, пояснил, что данный земельный участок существует с 1944 г.р., ранее стоял на учете, при этом существование границ данного земельного участка подтвердить не смог, пояснив, что границы земельного участка не определялись, указывает, что просто хотел внести сведения о данном земельном участке без границ.
Административный ответчик УФСГРКиК по Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания оспариваемых административным истцом решения, действия (бездействия) незаконными судом должно быть установлено их несоответствие нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца с последующим обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что административный истец Королев Д.В. обратился в Управление Росреестра по г. Москве о внесении сведения о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке площадью 875 кв.м. расположенном по адресу: АДРЕС.
Указывает, что на данном земельном участке находится жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, при этом выписка из ЕГРН на жилой дом суду не представлена.
В материалах дела имеется копия свидетельства от 11.08.2008 г. о праве собственности на наследство по закону ФИО5 в отношении 2/18 долей в праве на жилой дом расположенного по адресу: АДРЕС, также указано на наличие права ФИО6 в отношении 2/18 долей в праве, ФИО7 6/18 долей в праве. (л.д. 20)
Сведения о земельном участке в ЕГРН отсутствуют.
С целью регистрации права собственности на земельный участок, ФИО4 обратился в управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении сведений о земельном участке в ЕГРН как ранее учтенном земельном участке, приложив архивную копию договора мены домовладения от 26.11.1980 г., архивную копию договора о праве застройки от 20.10.1944 г., свидетельство о праве на наследство по закону от 23.05.1984 г., свидетельство о праве на наследство по закону от 06.04.1983 г., выписка из похозяйственной книги за 1964-1966 г.г.
10.12.2020 г. Управлением Росреестра по Москве заявителю было направлено уведомление NКУВД-001/2020-26917402/1 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка с местоположением: АДРЕС, в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от дата "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект ранее учтенным, предоставленные совместно с заявлением документы не содержат решения (акта) о предоставлении гражданину земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного решения (акта) на момент его издания.
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Как следует из представленных заявителем в Управление Росреестра по Москве документов, сведения о ранее учтенном земельном участке они не содержали.
Поскольку заявителем в Управление Росреестра по Москве не были представлены все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанной статьей и при этом отсутствовали сведения позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого решения.
При этом нельзя согласиться с утверждением административного истца, о том, что право на земельный участок документально закреплено именно в площади 875 кв.м., при этом наличие данного земельного участка именно в этой площади при наличие границ в настоящий момент не подтверждено, как и не подтверждено отношение самого Королева Д.В. к испрашиваемому земельного участку, поскольку все представленные документы указывают на иных правообладателей жилого дома.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.
Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее - ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.
Статьей 196 ЗК РСФСР от 30.10.1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;
общий волостной реестр (список) землепользований;
реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.
Постановлением Совмина СССР 31 декабря 1954 г. N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР" с 195 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970, предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с дата государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:
земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
государственная земельнокадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
государственный земельный кадастр СССР.
Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таких документов заявителями в Управление Росреестра по Москве представлено не было.
При этом, представленные в Управление Росреестра по Москве архивные копии договор о праве на застройку от 20.10.1944 г., договор мены домовладения от 26.11.1980 г., свидетельство о праве на наследство по закону на домовладение расположенного по адресу: по с. Толстопальцево ул. Московская дом 26, подтверждением государственного учета являться не может, поскольку в ней не отражены сведения о том, за кем закреплен земельный участок.
Кроме того, техническую инвентаризацию прошло домовладение, расположенное на указанном земельном участке. При этом понятие "домовладение" определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
Инструкция была разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других адрес.
Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости (указанная позиция отражена в "Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер" (утв. Минэкономразвития России).
На основании изложенного, суд, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ REF ░░░░ \* MERGEFORMAT ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░ 2021 ░░░░