УИД 56RS0004-01-2023-000025-76
№ 2а-47/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Александровка 8 февраля 2023 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиевой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не принятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений и обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель на 2023 год,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований района норм законодательства в сфере землепользования, в том числе при организации использования и охраны земель. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области программа использования и охраны земель не разработана и не принята.
Просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель; обязать администрацию муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области принять меры к должному исполнению требований статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации – разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель на 2023 год.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиева Р.К., в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям, просила суд их удовлетворить.
Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражений относительно заявленных требований в адрес суда не направил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статьями 4, 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (во взаимосвязи с частью 2 статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области»), к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
По смыслу приведенных положений закона следует, что на органах местного самоуправления лежит обязанность по принятию местных программ использования и охраны земель сельского поселения.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства в области земельных правоотношений, в ходе которой установлено, что административным ответчиком не принимаются меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята, чем нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере земельных отношений.
Согласно информации от 19 января 2023 года № 13 администрации муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, муниципальная программа по охране и использованию муниципальных земель не принималась и не утверждалась.
Таким образом, администрацией муниципального образования Георгиевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, допущены нарушения исполнения требований законодательства в области земельных правоотношений, поскольку до настоящего времени не разработана и не принята муниципальная программа в сфере использования и охраны земель.
Отсутствие отвечающей требованиям федерального законодательства муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности. На административного ответчика законом возложена обязанность по сохранению в границах муниципального образования земель, как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В случае признания бездействия незаконным, на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку срок устранения нарушения в просительной части административного искового заявления административным истцом не указан, суд, с учетом требований пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливает административному ответчику срок исполнения обязанности разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных данных для удовлетворения требований прокурора о признания незаконным бездействия ответчика и понуждении к совершению действий по принятии муниципальной программы в сфере использования и охраны земель.
Руководствуясь статьями 175, 178–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 11 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2023 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.