РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Куйтун 01 сентября 2022 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Куйтунского района Ханхашкеевой С.В., представителей административных ответчиков главы администрации Тулюшского сельского поселения Симакова А.В., главы администрации Андрюшинского сельского поселения Лавшука А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-427/2022 по административным исковым заявлениям прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Усть-Кадинского, Лермонтовского, Андрюшинского, Тулюшского сельских поселений о признании бездействия незаконными, обязании обеспечить объекты водоснабжения автономными источниками электроснабжения,
у с т а н о в и л:
В обоснование требований административного истца указано, что прокуратурой Куйтунского района проведен анализ исполнения органами местного самоуправления района своих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, по результатам которого в деятельности Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Андрюшинского сельского поселения, Тулюшского сельского поселения выявлены нарушения в рассматриваемой сфере деятельности. По результатам анализа установлены нарушения требований пожарной безопасности: водонапорные башни, расположенные по адресам: Иркутская область, Куйтунский район, с. Усть-Када, ул. Победы, 15А; Иркутская область, Куйтунский район, д. Новая Када, ул. Мира, 113; Иркутская область, Куйтунский район, д. Новая Када, ул. Мира, 31А; Иркутская область, Куйтунский район, п. Лермонтовский, ул. Лермонтова, 20а; Иркутская область, Куйтунский район, п. Еланский, пер. Клубный, 3; Иркутская область, Куйтунский район, с. Каранцай, ул. Российская, 92а; Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, ул. Школьная, зд. 14А; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Мира, 11А; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Карла Маркса, 1а; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Звездочка, 3а; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Вокзальная, 12; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Трактовая, 7А; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Трактовая, 4А автономными резервными источниками электроснабжения не оснащены. Изложенное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР по г. Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области, а также информациями предоставленными администрациями сельских поселений. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований, установленных правилами противопожарного режима, неисполнение администрациями поселений возложенных законом обязанностей в сфере пожарной безопасности. Указанные нарушения в силу возможного прекращения работы указанных источников наружного водоснабжения при прекращении подачи электрической энергии создают предпосылки к невозможности своевременной локализации и ликвидации пожаров как природного, так и техногенного характера, способствуют созданию угрозы причинения ущерба, нанесения вреда жизни, здоровью физических лиц, а также имуществу, что недопустимо. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Кадинского сельского поселения (ОГРН 1053814024318, ИНН 3814010067), выраженное в неисполнении обязанности по обеспечению автономными резервными источниками электроснабжения водонапорных башен, расположенных по адресам: Иркутская область, Куйтунский район, с. Усть-Када, ул. Победы, 15А; Иркутская область, Куйтунский район, д. Новая Када, ул. Мира, 113; Иркутская область, Куйтунский район, д. Новая Када, ул. Мира, 31 А. Признать незаконным бездействие администрации Лермонтовского сельского поселения (ОГРН 1053814024274, ИНН 3814010042), выраженное в неисполнении обязанности по обеспечению автономными резервными источниками электроснабжения водонапорных башен, расположенных по адресам: Иркутская область, Куйтунский район, п. Лермонтовский, ул. Лермонтова, 20а; Иркутская область, Куйтунский район, п. Еланский, пер. Клубный, 3; Иркутская область, Куйтунский район, с. Каранцай, ул. Российская, 92а. Признать незаконным бездействие администрации Андрюшинского сельского поселения (ОГРН 1053814024186, ИНН 3814010010), выраженное в неисполнении обязанности по обеспечению автономным резервным источником электроснабжения водонапорной башни, расположенной по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, ул. Школьная, зд. 14А. Признать незаконным бездействие администрации Тулюшского сельского поселения (ОГРН 1053814023757, ИНН 3814009960), выраженное в неисполнении обязанности по обеспечению автономными резервными источниками электроснабжения водонапорных башен, расположенных по адресам: Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Мира, 11А; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Карла Маркса, 1а; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Звездочка, 3а; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Вокзальная, 12; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Трактовая, 7А; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Трактовая, 4А. Возложить на административных ответчиков обязанность обеспечить водонапорные башни, расположенные по указанным адресам автономными резервными источниками электроснабжения.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Куйтунского района Ханхашкеева С.В. административный иск поддержала, уточнив требования. В части требований к администрации Тулюшского сельского поселения просила обязать администрацию Тулюшского сельского поселения обеспечить водонапорные башни, расположенные по адресам: Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Мира, 11А; Иркутская область, Куйтунский район, п.Майский, автономными резервными источниками электроснабжения. Также просила обязать административных ответчиков исполнить решение суда в срок до 1 декабря 2022 года.
Представитель административного ответчика глава администрации Тулюшского сельского поселения Симаков А.В. уточненные исковые требования признал. Пояснил, что в бюджете поселения на текущий год средства на приобретение автономных резервных источников электроснабжения не предусмотрены, поэтому администрация в 2022 году не сможет оснастить ими объекты водоснабжения.
Представитель административного ответчика глава администрации Андрюшинского сельского поселения Лавшук А.П. исковые требования признал частично и пояснил, что в администрации имеется бензиновый портативный генератор. Для подключения глубинного насоса требуется преобразователь из 220 вольт в 380 вольт мощностью не менее 3 квт. 18 августа 2022 года администрацией заключен договор в ООО «Сибэлектростиль» на поставку преобразователя со сроком поставки 14 дней с даты поступления аванса, который оплачен 23 августа 2022 года.
Представители административных ответчиков администраций Усть-Кадинского, Лермонтовского сельских поселений, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч.1 ст.272 КАС РФ суд признает не обязательным участие в судебном заседании неявившихся представителей административных ответчиков.
Заслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В развитие указанных норм федерального и регионального законодательства пп. 6 п. 1 ст. 6 Уставов Усть-Кадинского, Лермонтовского, Андрюшинского, Тулюшского сельских поселений к вопросам местного значения поселений отнесена обязанность обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69) пожарная безопасность -состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. п. 1,2 ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон № 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. При этом, под объектом защиты в силу пп. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ понимается в том числе муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила противопожарного режима), устанавливающие требования пожарной безопасности, правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 53 Правил противопожарного режима водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. При этом, для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объекты водоснабжения - водонапорные башни, расположенные по адресам: Иркутская область, Куйтунский район, с. Усть-Када, ул. Победы, 15А; Иркутская область, Куйтунский район, д. Новая Када, ул. Мира, 113; Иркутская область, Куйтунский район, д. Новая Када, ул. Мира, 31 А; Иркутская область, Куйтунский район, п. Лермонтовский, ул. Лермонтова, 20а; Иркутская область, Куйтунский район, п. Еланский, пер. Клубный, 3; Иркутская область, Куйтунский район, с. Каранцай, ул. Российская, 92а; Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, ул. Школьная, зд. 14А; Иркутская область, Куйтунский район, п.жд.ст. Тулюшка, ул. Мира, 11А; Иркутская область, Куйтунский район, п. Майский автономными резервными источниками электроснабжения не оснащены.
Изложенное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР по г. Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области, информацией предоставленной администрациями сельских поселений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени административными ответчиками в нарушение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не обеспечено бесперебойное энергоснабжение указанных водонапорных башен, суд приходит к выводу, что бездействие администраций по не обеспечению бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен является незаконным и нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от пожаров.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность обеспечить наличие на указанных водонапорных башнях, автономных резервных источников электроснабжения. При этом, с учетом финансовых затрат и объема работ, суд считает разумным и обоснованным установить срок для исполнения данной обязанности до 1 декабря 2022 года.
С доводом представителя администрации Андрюшинского сельского поселения о том, что имеются основания для отклонения исковых требований ввиду того, что требования почти исполнены, суд не может согласиться, так как административным ответчиком меры по исполнению законодательства стали приниматься только после предъявления административного иска, о чем свидетельствуют материалы дела.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1053814024318, ░░░ 3814010067), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░, ░░. ░░░░░░, 15░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░, 113; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░, 31 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░, ░░. ░░░░░░, 15░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░, 113; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░, 31 ░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1053814024274, ░░░ 3814010042), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 20░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░, 3; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 92░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 20░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░, 3; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 92░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1053814024186, ░░░ 3814010010), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░. 14░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░. 14░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1053814023757, ░░░ 3814009960), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░.░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░, 11░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░.░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░, 11░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░