УИД №34RS0031-01-2021-000500-66 № 2а-261/2021
Судья Королев М.А. № 33а-13793/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткачевой О.Н., Водолазовой А.В., Ткачевой Н.В., Ткачевой И.А., Ткачева В.И., Ткачева В.И. к администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании постановлений незаконными,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Ткачевой О.Н., Водолазовой А.В., Ткачевой Н.В., Ткачевой И.А., Ткачева В.И., Ткачева В.И. - Цыба К.С.
на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 2 сентября 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Ткачевой О.Н., Водолазовой А.В., Ткачевой Н.В., Ткачевой И.А., Ткачева В.И., Ткачева В.И. к администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными постановлений администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области №489 от 26 июня 2020 года, №561, №574, №554, №559, №573 от 14 июля 2020 года о предварительном согласовании предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 34:20:100106, для ведения личного подсобного хозяйства и сенокошения и отмене указанных постановлений, отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с административным иском указывая, что на основании постановлений администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области № 489 от 26.06.2020 г., № 561, №574, №554, №559, №573 от 14.07.2020 г. Коновалову В.С., Бубнову И.И., Коноваловой Г.А., Лысенко Н.А., Бубнову Ю.И. и Коновалову Д.С. было предварительно согласовано предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 34:20:100106 для ведения личного подсобного хозяйства и сенокошения. С данными постановлениями они не согласны, поскольку на основании постановлений администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области №1327,№1329,31330,№1331,№1333,№1333,№1335 и № 1340 от 20.12.2019 г. Ткачевой О.Н., Водолазовой А.В., Ткачевой Н.В., Ткачевой И.А, Ткачеву В.И. и Ткачеву В.И. было предварительно согласовано предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале № <...> для ведения личного подсобного хозяйства и выпаса скота.
2.10.2021 г. прокуратурой Новониколаевского района в адрес администрации Новониколаевского района вынесено представление №732-202 «Об устранении нарушений требований земельного законодательства» из которого следует, что действия администрации Новониколаевского района, выразившиеся в принятии постановлений №1327,№1329,31330,№1331,№1333,№1333,№1335 и № 1340 от 20.12.2019 г. о предварительном согласовании и утверждении схем расположения земельных участков, свидетельствуют о грубом нарушении земельного законодательства и подлежат отмене.
Во исполнение данного представления администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области 11.11.2020 г. приняла постановление № 914 об отмене Постановлений №1327,№1329,№1330,№1331,№1333,№1335 и № 1340 от 20.12.2019 г. о предварительном согласовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале № <...> для ведения личного подсобного хозяйства и выпаса скота.
Таким образом, датой отмены постановлений от 20.12.2019 г. является 11.11.2020 г.
Таким образом, постановления администрации о предварительном согласовании предоставления земельных участков Коновалову В.С., Бубнову И.И., Коноваловой Г.А., Лысенко Н.А., Бубнову Ю.И., Коновалову Д.С. были приняты до отмены постановлений от 20.12.2019 г.
До отмены постановлений № 1327, 1329-1331,1333,1335 и 1340, а именно даты вынесения постановления № 914 от 11.11.20 г. согласование каких-либо схем размещения земельных участков на уже утвержденные и действующие схемы является незаконным и противоречит ст. 11.10, п.22 ст. 39.16 ЗК РФ.
Сославшись на указанные обстоятельства, административные истцы просили признать незаконными и отменить постановления администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области №489 от 26.06.2020 г., №561, №574, №554, №559, №573 от 14.07.2020 г. о предварительном согласовании предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале № <...>, для ведения личного подсобного хозяйства и сенокошения Коновалову В.С., Бубнову И.И., Коноваловой Г.А., Лысенко Н.А., Бубнову Ю.И., Коновалову Д.С.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, заинтересованные лица Лысенко Н.А., Бубнов Ю.И., Коновалов В.С., Коновалов Д.С., Коновалова Г.А. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя административных истцов Цыбу К.С. поддержавшую доводы жалобы, возражения на них представителя администрации Новониколаевского муниципального района Белова С.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и включает в себя, в частности: принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 № 248-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка, заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп.2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Согласно п.15 ст.11.10, п.14 ст. 39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Из материалов дела следует, что 24.05.2018г. администрацией Новониколаевского муниципального района вынесены постановления №517 и №518 о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду Коновалову С.В. Названными постановлениями утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории <адрес> площадью 196438 кв.м и 156963 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый квартал № <...>, в целях сенокошения по <адрес> на расстоянии 3,6 км и 3,7 км. Таким образом, вынесенные указанные постановления действуют до 24.05.2020г.
Вместе с тем, 20.12.2019г. (в период действия вышеуказанных постановлений № 517 и №518) администрацией Новониколаевского муниципального района Волгоградской области приняты постановления №1327, №1329, №1330, №1331, №1333, №1335 и №1340 о предварительном согласовании и утверждении схем расположения земельных участков Ткачеву В.И., Ткачевой О.Н., Ткачеву В.И., Ткачевой А.В., Ткачеву В.В. и Ткачевой Н.В., местоположения которых частично совпадают с местоположением земельных участков, образуемых в соответствии с ранее вынесенными постановлениями администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области от 24.05.2018 г. № 517 и №518.
В связи с обращениями Коновалова В.С., Бубнова Ю.И. и Лысенко Н.А. прокуратурой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области в адрес администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области было вынесено представление №732-2020 от 2.10.2020г. об устранении нарушений действующего законодательства.
В связи с этим, администрацией Новониколаевского муниципального района Волгоградской области 11.11.2020 г. было принято постановление № 914 об отмене постановлений о предварительном согласовании и утверждении схем расположения земельных участков Ткачеву В.И., Ткачевой О.Н., Ткачеву В.И., Ткачевой А.В., Ткачеву В.В. и Ткачевой Н.В.
26.06.2020г. и 14.07.2020г. администрацией Новониколаевского муниципального района Волгоградской области приняты постановления № 489 и №554,№559, №561, №573, № 574 о предварительном согласовании предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале № <...> для ведения личного подсобного хозяйства и сенокошения Коновалову В.С., Бубнову И.И., Коноваловой Г.А., Лысенко Н.А., Бубнову Ю.И. и Коновалову Д.С.
При таких обстоятельствах, поскольку обжалуемые постановления администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области №489 от 26 июня 2020 года, №561, №574, №554, №559, №573 от 14 июля 2020 года, вынесены после истечения срока действия постановлений №517 и №518 от 24.05.2018 г., а постановление № 914 от 11.11.2020г об отмене ранее принятых постановление никем не обжаловано и не признано незаконным, суд верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с отсутствием нарушения прав административных истцов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановления от 20.06.2020 г. и 14.07.2020г. нарушают права административных истцов, в связи с чем подлежат отмене, поскольку были приняты до 11.11.2020г. (принятия постановления № 914 об отмене постановлений о предварительном согласовании) не являются состоятельными к отмене решения суда поскольку ненормативно-правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) со дня его принятия.
Кроме того, вынесение обжалуемых постановлений административным ответчиком указывает только на предварительное согласование предоставления земельных участков заинтересованным лицам по делу, решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов, органами местного самоуправления не приняты.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного искового заявления, сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию закона, несогласию с выводами суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства, несогласие с выводами суда, не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда оснований, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░