УИД № 60RS0020-01-2023-000593-26
Копия
Производство № 2а-565/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2023 года г. Псков
Судья Псковского районного суда Псковской области Захарова О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области к И.С.А. о взыскании недоимки по земельному налогу и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области обратилось в суд с административным иском к И.С.А. о взыскании недоимки за 2018, 2019 гг. по земельному налогу в размере 1891,85 руб., пеней в сумме 39.80 руб., всего на сумму 1931,65 руб.
В обоснование предъявленных требований указано, что И.С.А. как собственнику земельного участка, налоговым органом за 2018, 2019 гг. был начислен земельный налог, направлены налоговые уведомления № от 04.07.2019, № от 01.09.2020, № от 28.09.2020, о необходимости уплаты налога, которые административным ответчиком исполнены не были. На недоимку по налогам налоговым органом начислены пени, административному ответчику направлены требования: № от 29.01.2019, № от 28.01.2020, № от 14.12.2020.
Поскольку задолженность по налогу и пеням административным ответчиком оплачена не была, Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области (до реорганизации) обратилась к мировому судье судебного участка № 37 Псковского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с И.С.А. недоимки по налогу и пени.
Вынесенный мировым судьей судебный приказ № от 08.08.2022 на основании определения от 06.10.2022 был отменен в связи с поступившими возражениями И.С.А.
Поскольку административный ответчик обязанность по уплате задолженности по налогу и начисленным пеням до настоящего времени не исполнил, административный истец обратился в суд с данным административным иском.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено представить в суд письменные возражения по существу административного искового заявления.
В установленный срок И.С.А. представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что требования административного истца о недоимке по земельному налогу являются необоснованными, поскольку земельный участок с КН № в период с 06.12.2016 по 17.01.2018 был изъят из его собственности по решению Псковского районного суда Псковской области от 22.09.2016, вступившим в силу 06.12.2016. Решением Псковского районного суда № его права на вышеуказанный земельный участок были восстановлены, решение вступило в силу 17.01.2018. Полагал, что в период с 06.12.2016 по 17.01.2018, когда участок был изъят, не имелось оснований для оплаты земельного налога.
Кроме того, административный ответчик просил принять во внимание факт истечения сроков исковой давности по требованиям административного истца, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Административный истец подал заявление на выдачу судебного приказа спустя почти два года с даты самого крайнего требования, срок исполнения которого был обозначен до 15.01.2021. Уважительных причин для восстановления срока исковой давности у налогового органа не имелось, поэтому соответствующих заявлений им не подавалось.
Административным истцом в отзыве на возражения административного ответчика указано, что доводы И.С.А., приведенные в возражениях на административное исковое заявление являются несостоятельными и ничем не подтвержденными, в связи с чем, Управление ФНС по Псковской области полностью поддерживает требования, изложенные в административном иске.
Принимая во внимание сумму задолженности по обязательным платежам, суд, руководствуясь ст. ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 НК РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 1 и 3 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган от регистрирующего органа в порядке ст.85 НК РФ, И.С.А. являлся собственником земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3000 кв.м, право собственности на земельный участок с КН № было зарегистрировано за И.С.А. в период с 24.12.2014 по 21.09.2022.
В соответствии со ст.ст. 388, 390 НК РФ налоговым органом И.С.А. за 2018 год начислен земельный налог в размере 1493 руб., направлено налоговое уведомление № от 04.07.2019 о необходимости уплаты в срок не позднее 02.12.2019 /л.д. 20-22/.
Поскольку административным ответчиком налог в установленный в налоговом уведомлении срок уплачен не был, налоговым органом на недоимку по налогу были начислены пени в размере 21,43 руб., И.С.А. направлено требование № от 29.01.2019 об уплате недоимки по земельному налогу и пеней в срок до 19.03.2019. Общая сумма недоимки по требованию составила 1514,43 руб. /л.д.11-12, 17/.
Судом установлено, что налоговым органом произведен перерасчет (доначисление) земельного налога за 2018 год по налоговому уведомлению № от 04.07.2019 в рамках ОКТМО и административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020 об оплате 150 руб. в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.397 НК РФ), т.е. до 01.12.2020. Перерасчет произведен в связи с изменением налоговой ставки /л.д.23-24/.
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщика в установленный законодательством срок, И.С.А. направлено требование № от 28.01.2020 об уплате земельного налога в сумме 1493 руб. и пеней в сумме 17,58 руб. в срок до 24.03.2020. Общая сумма недоимки по требованию составила 1510,58 руб./л.д.13-14, 18/.
Также налоговым органом И.С.А. отправлено налоговое уведомление № от 28.09.2020 о перерасчете (доначислением) земельного налога за 2019 год в размере 314 руб. о необходимости уплаты в срок до 01.12.2020. Перерасчет произведен в связи с изменением налоговой ставки /л.д. 25-26/.
Поскольку административным ответчиком не уплачена недоимка по земельному налогу, ему направлено требование № от 14.12.2020 об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 464 руб. и пеней начисленных на эту недоимку в сумме 0,79 руб. до 15.01.2021. Общая сумма недоимки по земельному налогу по требованию составила 464,79 руб.
В связи с неисполнением административным ответчиком вышеуказанных требований об уплате недоимки по земельному налогу и начисленных пеней, налоговой орган в соответствии с п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с И.С.А. недоимки по земельному налогу и пени.
Как следует из дела № по заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области о взыскании с И.С.А. недоимки по земельному налогу, 08.08.2022 мировым судьей судебного участка №37 Псковского района Псковской области вынесен судебный приказ, согласно которому с административного ответчика взыскан земельный налог в размере 1957 руб. и пени в размере 39,80 руб., всего в сумме 1996,80 руб.
Поскольку 04.10.2022 мировому судье поступило заявление от И.С.А. об отмене судебного приказа, определением и.о. мирового судьи судебного участка №37 Псковского района мирового судьи судебного участка №24 Псковского района от 06.10.2022 судебный приказ по делу № отменен /л.д. 9/.
В настоящим момент общая сумма недоимки по налогу составляет 1931,65 руб.
В обоснование возражений на административный иск И.С.А. указал, что в период с 06.12.2016 по 17.01.2018 он не оплачивал налог за земельный участок в связи с его изъятием из права собственности по решению суда.
Из материалов административного дела следует, что Решением Псковского районного суда от 22.09.2016 по делу № удовлетворены требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора, право собственности И.С.А. на земельный участок с КН № признано отсутствующим, часть земельного участка с КН № истребована в пользу Российской Федерации, судом решено прекратить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности И.С.А. на земельный участок с КН №.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда Псковской области от 06.12.2016 решение Псковского районного суда Псковской области оставлено без изменения при исключении из резолютивной части указания о признании отсутствующим права собственности И.С.А. на земельный участок с КН №.
Решением Псковского районного суда Псковской области по делу №, вступившим в законную силу 17.01.2018, удовлетворены требования И.С.А. о признании за ним права собственности на земельный участок с КН №. В удовлетворении требований о восстановлении записи о государственной регистрации права И.С.А. на вышеназванный земельный участок и его истребовании у Российской Федерации отказано в связи с установлением судом факта непрекращения права собственности И.С.А. на земельный участок с КН № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и отсутствием фактического пользования Российской Федерацией спорным земельным участком.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п.3 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»).
Поскольку право собственности на земельный участок с КН № было зарегистрировано за И.С.А. непрерывно в период с 24.12.2014 по 21.09.2022, требования административного истца о взыскании недоимки по земельному налогу являются правомерными, а доводы административного ответчика об отсутствии права собственности в связи с его изъятием в пользу Российской Федерации в период с 06.12.2016 по 17.01.2018, несостоятельными.
Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности основаны на неверном толковании закона.
В силу части 3.1 статьи 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС РФ. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
При рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в административном исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным иском о взыскании указанной выше недоимки по налогам с И.С.А. налоговый орган обратился 29.03.2023, то есть в установленный шестимесячный срок с момента отмены определением мирового судьи от 06.10.2022 судебного приказа.
Таким образом, порядок и сроки обращения в суд с данным административным исковым заявлением, установленные действующим законодательством, в том числе ст. 48 Налогового кодекса РФ, административным истцом соблюдены.
Учитывая, что обязанность по уплате начисленного налога административным ответчиком до настоящего не исполнена, суд находит требования налогового органа обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ, с подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ 2018, 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1891 ░░░░░ 85 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ 39 ░░░░░░ 80 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ 1935 ░░░░░░ 65 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ /░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░ 017003983, ░░. №, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░ 7727406020, ░░░ 770801001, ░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░