Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2475/2023 ~ М-1857/2023 от 20.06.2023

УИД 11RS0002-01-2023-002266-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 10 августа 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,

с участием административного истца Смирнова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2475/2023 по административному исковому заявлению Смирнова Василия Владимировича к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Смирнов В.В. обратился в суд административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 300000,00 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что в различные периоды времени находился в ФКУ СИЗО-3. С 02.02.2006 по апрель 2006 содержался в камере 414, где было установлено 7 двухъярусных кроватей, что нарушало норму санитарной площади на одного человека. В камерах пребывания отсутствовала горячая вода, вентиляция с механическим побуждением, естественная вентиляция давала кратковременный эффект избавления от неприятного запаха и нарушала температурный режим. В период с 30.12.2009 по июнь 2010 также содержался в ФКУ СИЗО-3, при аналогичных нарушениях, за исключением двухъярусных кроватей. Также, в ФКУ СИЗО-3 нарушалась норма площади прогулочных двориков.

Ответчики ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласны. В обоснование возражений указали, что в период содержания истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми условия содержания регламентировались Правилами внутреннего распорядка СИЗО уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста РФ от 14.10.2005 №189, согласно которым обязанность по обеспечению камер горячей водопроводной водой, вентиляционным оборудованием на администрацию следственного изолятора не возложена. Административный истец обратился в суд спустя длительный период времени, когда большинство документы уничтожен по истечении сроков хранения. Отсутствие нарушения санитарной нормы подтверждается Актом инспекторской проверки. Истец также мог иметь при себе кипятильник, обратиться за выдачей горячей воды для гигиенических целей. Ответчик также полагает о пропуске срока на обращение в суд.

Административный истец Смирнов В.В. требования и доводы иска поддержал.

Административные ответчики представителя в суд не направили, о рассмотрении дела извещены, их явка обязательной не признана, в соответствии со ст.226 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Статьей 21 Конституции РФ предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

В соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти, выразившихся в нарушении условий содержания в учреждении уголовно-исполнительной системы возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Относительно заявления административных ответчиков о пропуске административным истцом срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на обращение в суд с указанным административным исковым заявлением суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека №3 (2020) Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) приведен анализ Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и указано, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27.01.2020, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения. Лица, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты, имеют 180 дней для подачи своих жалоб после окончания срока заключения.

Административным истцом заявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, имевших место до вступления вышеназванного Федерального закона № 494-ФЗ в законную силу, в связи с чем, к правоотношениям до вступления вышеназванного Федерального закона № 494-ФЗ в законную силу, подлежат применению положения статьи 151 и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей помимо общих положений параграф 4 «Компенсация морального вреда», и на такие требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ срок исковой давности вообще не распространяется.

В данном случае к правоотношениям до вступления вышеназванного Федерального закона № 494-ФЗ в законную силу, подлежали применению положения статьи 151 и главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации о компенсации морального вреда, на которые как на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ срок исковой давности не распространяется, в связи с чем, суд не находит оснований для вывода о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В силу ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ст.74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 и 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.

Как следует из материалов административного дела, в том числе, из алфавитных карточек, Смирнов В.В. содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в периоды с 06.02.2006 по 12.04.2006, с 30.12.2009 по 21.06.2010.

Согласно статье 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, согласно статьям 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу надлежит в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся документы (в частности, описания условий содержания, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

В заявленные периоды содержания административного истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее – Правила внутреннего распорядка СИЗО), утратившие силу с 16.07.2022 в связи с принятием новых Правил внутреннего распорядка, но действовавшие в период рассматриваемых спорных правоотношений.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, кроме прочего, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, а именно согласно пункту 43 Правил внутреннего распорядка при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом и имеет номер СП 247.1325800.2016.

Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 он устанавливает нормы проектирования, которые распространяются на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).

Положения настоящего Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (пункт 1.2).

Пунктом 19.1 Свода правил СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.

Действующее законодательство в области организации исполнения наказания и содержания заключенных под стражей исходит из обеспечения уважения достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом государство не может ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Административные ответчики не отрицают отсутствие горячей воды в камерах содержания Смирнова В.В., в периоды его нахождения в Учреждении.

Между тем, приведенные выше правовые нормы, в том числе, положения Правил внутреннего распорядка СИЗО от 14.10.2005 № 189, действовавшие в соответствующий период времени, исходят из того, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Согласно письменному отзыву административных ответчиков, несмотря на то, что сам порядок обращения заключенных с просьбой о предоставлении горячей воды для стирки и гигиенических целей Правилами внутреннего распорядка или иными нормативно-правовыми актами не регламентирован, горячая вода для указанных целей выдается по обращению заключенного (в том числе устному обращению), в установленное распорядком дня время, отведенного для завтрака, обеда и ужина.

Журналы личного приема за период с 1999 по 2011 уничтожены, однако сам Смирнов В.В. пояснил, что с жалобами на нарушения в части выдачи горячей воды, в том числе к прокурору, не обращался.

Кроме того, судом учитываются представленные административными ответчиками сведения об обеспечении в камерах следственного изолятора мер компенсационного характера отсутствующему горячему водоснабжению в виде возможности иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать электрокипятильники заводского изготовления или чайники определенной мощности; также всем лицам, содержащимся в следственном изоляторе, обеспечивается возможность помывки с определенной периодичностью, что обеспечивает административному истцу его право на поддержание своего гигиенического состояния в надлежащем состоянии, в связи с чем, нарушения прав и законных интересов административного истца в условиях содержания в следственном изоляторе не допущено.

В соответствии с частями 1 - 2, 5 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

При этом оборудование камер двухъярусными кроватями допускается п.42 ПВР СИЗО № 189.

        Сведения, о покамерном размещении спецконтингента отражается в камерной карточке. Количество лиц, содержащих в камерах, фиксируется в книге количественных проверок осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Камерные карточки, Книги количественных проверок за указанный период уничтожены по истечении срока хранения. Вместе с тем, из ближайшего Акта инспекторской проверки от 20.01.2012 не следует Таким образом, в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК превышение численности спецконтингента, содержащегося в СИЗО-3 УФСИН России по РК не допускалось, площадь, приходящаяся на одного человека в камерах соответствовала установленным нормам. Никаких нарушений размещения не отмечено.

Из представления и.о. Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях следует, что в марте 2006 проводилась проверка состояния законности в ФГУ ИЗ-11/3 УФСИН России по Республике Коми. На момент проверки превышение количества содержащихся под стражей лиц, исходя из площади камер 32,31 кв.м. было отмечено в камерах 204, 404, 314, при отсутствии переполнения в целом по Учреждению. Административный истец содержался в камере № 414, нарушений по которой не установлено.

Из иных актов прокурорского реагировании по результатам проведенных проверок также не следует о каких-либо нарушениях в отношении истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что условия содержания Смирнова В.В. в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в части стесненности, свободной площади а также правил размещения в камере не нашли своего подтверждения.

Статьей 23 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что все камеры обеспечиваются по возможности вентиляционным оборудованием.

Пунктом 42 ПВР СИЗО № 189 также предусматривалось оборудование камер СИЗО вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).

Открытие непосредственно окон в камерах изоляторов действующим законодательством не предусматривается, поскольку функцией следственного изолятора является содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в связи с чем, разработка проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специализированным учреждениям уголовно-исполнительной системы предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов, которые установлены Сводом правил 15-01 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161-дсп (далее – Свод правил 15-01).

Пунктом 8.90 Свода правил 15-01 установлено, что на всех оконных проемах зданий режимного назначения, первого этажа и помещений для проведений длительных и краткосрочных свиданий административного здания, а также помещений (коридоров, переходных галерей), через которые осуществляется конвоирование подозреваемых и обвиняемых, с наружной стороны следует устанавливать стационарные решетки.

Согласно пункту 8.95 Свода правил 15-01 для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камерных помещений, как правило, следует предусматривать устройство отсекающих перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер.

Пунктом 13.2 Свода правил 15-01 предусмотрено требование по оборудованию оконных проемов металлическими решетками с ячейками.

Из представленной в административное дело справки о материально-бытовом обеспечении и техническом оборудовании камер следует, что в соответствии с требованиями строительных нормативных документов в камерах следственных изоляторов предусматривалась только естественная вентиляция через форточные проемы или фрамуги, что подтверждается техническим планом. Изменения в оборудование следственных изоляторов механической приточно-вытяжной вентиляцией были внесены в 2003 году Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы. Оборудование, существующих эксплуатируемых зданий и сооружений механической приточно-вытяжной системой могут производиться только при проведении капитальных ремонтов или реконструкции зданий и помещений. Проектом здания предусмотрена механическая приточно-вытяжная система.

Согласно техническому паспорту на здание режимного корпуса Лит. Г предусматривалась естественная вентиляция - через форточные проемы и вентиляционные отверстия, что подтверждено техническим планом. В 2001 году были внесены изменения в оборудование следственных изоляторов механической приточно-вытяжной вентиляцией Инструкцией по проектированию следственных изоляторов учреждений уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, оборудование существующих эксплуатируемых зданий и сооружений механической приточно-вытяжной системы могут производиться только при проведении капитальных ремонтов или реконструкций зданий и помещений.

Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие в камерах СИЗО-3 естественной вентиляции через исправные форточные проемы, фрамуги, и вентиляционные отверстия, а установка механического вентиляционного оборудования осуществляется по возможности и предусматривается соответствующим проектом здания изолятора, что не противоречит требованиям статьи 23 Федерального закона № 103-ФЗ и действовавших на период спорных правоотношений Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, и не влечет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия нарушений условий содержания административного истца в камерах следственного изолятора суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в следственном изоляторе не повлекло нарушение его прав и законных интересов, и не является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы и содержанию в условиях принудительного содержания, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий (бездействия) органа государственной власти и его должностных лиц по необеспечению надлежащих условий содержания в следственном изоляторе и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания.

Нельзя не отметить, что практически все документы, как то о возможных обращениях административного истца при содержании в следственном изоляторе, книги количественных проверок, камерные карточки уничтожены в связи истечением срока хранения согласно приказу ФСИН России от 21.07.2001 № 373 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности ФСИН России, органов, учреждений и предприятий УИС, с указанием сроков хранения», в связи с чем, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применение части 7 статьи 45 КАС РФ, согласно которой злоупотребление процессуальными правами в определенных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом. Административный истец, имея реальную и фактическую возможность для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, в том числе, и после вступления в силу 27.01.2020 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обратился в суд после истечения сроков хранения приведенных документов, что не позволило административным ответчикам представить относимые к исковым требованиям документы, исключив административным ответчикам возможность предоставления приведенных сведений.

При установленных фактических обстоятельствах дела и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств существенных нарушений условий содержания Смирнова В.В. в следственном изоляторе, которые бы указывали о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, и о наличии правовых оснований для отказа по существу в удовлетворении требований административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 15.08.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░      ░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2475/2023 ~ М-1857/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Василий Владимирович
Прокурор г.Воркуты
Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУЗ МСЧ №11 ФСИН России
УФСИН России по Республике Коми
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Солодилова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
vktsud--komi.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
21.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее