Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-4311/2021

Судья Волкова Е.В.

Дело № 2-272/2021

УИД 21RS0004-01-2021-000263-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 ноября 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Юркиной И.В.,

судей Александровой А.В., Агеева О.В.,

при секретаре Герасимовой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Алексеевой Эльвиры Витальевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Алексеевой Эльвиры Витальевны на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 13 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Алексеева Э.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) (далее – УПФР в Вурнарском районе) о признании незаконным решения пенсионного органа от 22.04.2019 №№ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с 4 февраля 2019 года.

Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФР в Вурнарском районе от 22.04.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием сведений о воспитании ею ребенка-инвалида ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им 8 лет. Истец с данным решением не согласна, поскольку она не была лишена и не ограничена в родительских правах в отношении ребенка-инвалида, воспитывала его и проживала вместе с ним у своей матери в Аликовском районе.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Алексеева Э.В., ее представитель Ефремов П.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика УПФР в Вурнарском районе Петрова Н.А. исковые требования не признала.

Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 13 июля 2021 года постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Алексеевой Эльвиры Витальевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) о признании решения от 22 апреля 2019 г. № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) обязанности назначить Алексеевой Эльвире Витальевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 февраля 2019 г., во взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей отказать».

С указанным решением суда не согласилась истец Алексеева Э.В., которой подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Автор жалобы приводит доводы, что судом при вынесении решения не учтены ее объяснения и показания свидетелей ФИО2. и ФИО3., согласно которым она навещала ребенка и свою мать еженедельно, помогала как физически по домашнему хозяйству, так и морально, обеспечивала материально своего сына. Считает, что бабушка ребенка ФИО4. выполняла функции няни в ее отсутствие. Указывает, что опекунство над сыном установлено на основании заявления ее матери ФИО4 никакого согласия и иного заявления с ее стороны в адрес Карачуринского сельского совета Аликовского района не имелось, родительских прав она не лишалась и не ограничивалась в них. Опекунство над ребенком было оформлено ее матерью для получения надбавки к пенсии за иждивенца. Ссылаясь на положения ст.119 КоБС РСФСР указывает, что опека могла быть установлена не ввиду не проживания совместно и уклонении родителя от обязанности по воспитанию ребенка, а для решения каких-либо материальных и имущественных вопросов. Отмечает, что она не уклонялась от воспитания, заботы, содержания и ухода за своим сыном. Также указывает, что в протоколе о назначении ФИО4 опекуном отсутствуют какие-либо основания для установления опекунства и ссылки на нормы законодательства.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 3 ноября 2021 года по настоящему делу произведена процессуальная замена ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике –Чувашии (далее ОПФР).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Алексеевой Э.В. Ефремова П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОПФР по Чувашской Республике Колесникову А.Г., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу положений п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, Алексеева Э.В. является матерью ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно медико-социальным заключениям и выпискам из актов освидетельствования, 09.06.1997 ФИО1. признан инвалидом сроком на два года до 31.06.1999, 16.06.1999 – на два года до 01.07.2001, в последующем 20.11.2001 – ребенком-инвалидом, 15.02.2008 – инвалидом с детства бессрочно.

16.01.2019 Алексеева Э.В. обратилась пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что является матерью ребенка-инвалида с детства.

Решением УПФР в Вурнарском районе от 22.04.2019 № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием сведений о воспитании ею ребенка-инвалида до восьмилетнего возраста.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с 1994 года до достижения ребенком-инвалидом ФИО1. 8 лет истец Алексеева Э.В. совместно с ним не проживала, не принимала участия в ежедневной заботе о его здоровье, воспитании, сопряженной с повышенными психологическими и эмоциальными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

Так, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел в том числе, право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Указанная правовая норма представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей в многодетной семье и детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан, обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения, что согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства и основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей.

Таким образом, необходимыми условиями для досрочного назначения страховой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с указанным законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке, а также его воспитание до достижения им возраста 8 лет.

Как следует из материалов дела, протоколом заседания собрания депутатов местного самоуправления Карачуринского сельского совета Аликовского района Чувашской Республики от 09.02.1995, опекуном над несовершеннолетним ФИО1. была назначена его бабушка ФИО4.

ФИО4. также указана опекуном в заявлении о назначении социальной пенсии от 09.06.1997, в медико-социальном заключении на ребенка-инвалида ФИО1. от 09.06.1997, в протоколе о назначении ему социальной пенсии от 09.07.1997, в медико-социальном заключении на ребенка-инвалида от 16.06.1999, в акте его освидетельствования в учреждении государственной службы МСЭ серии МСЭ-012 №, которым инвалидность ребенка установлена до 01.12.2002 (пенсионное дело ФИО1.).

В копиях из лицевых счетов из похозяйственной книги за 1986-1990 годы истец Алексеева Э.В. и сын ФИО1. действительно указаны в качестве членов семьи ФИО4., однако в похозяйственной книге за 1991-1995 годы в качестве члена семьи (внука) ФИО4. указан только ФИО1.

Согласно справке Карачуринской сельской администрации Аликовского района от 30.06.1997 № в составе семьи ФИО4., указан, в том числе, внук ФИО1, истец Алексеева Э.В. в справке не указана.

Из справки, выданной Карачуринской сельской администрацией Аликовского района ЧР от 18.08.2004 №, усматривается, что ФИО1. проживает в с. <данные изъяты> у бабушки ФИО4

Из архивной справки от 17.09.2018 № следует, что в период с августа 1994 года по июнь 1996 года Алексеева Э.В. осуществляла трудовую деятельность в СХПК «<данные изъяты>» Красноармейского района Чувашской Республики, то есть за пределами Аликовского района Чувашской Республики.

Кроме того, 24.02.1993 года Демешева (Алексеева) Э.В. заключила брак ФИО5. и с указанного времени стала проживать по месту жительства мужа в Красноармейском районе Чувашской Республики.

В судебном заседании истец Алексеева Э.В. не отрицала, что сын ФИО1. после 1994 года проживал отдельно от нее - у ее матери ФИО4. в с.<данные изъяты> Аликовского района, сама она проживала и работала с. <данные изъяты> Красноармейского района, но еженедельно навещала сына и ухаживала за ним.

Таким образом, представленными по делу доказательствами, подтверждается, что с 1994 года, после достижения сыном истца 5 лет до достижения им 8 лет, то есть в юридически значимый период, ФИО1 проживал отдельно от матери у своей бабушки ФИО4., которая с 09.02.1995 была назначена его опекуном. Инвалидность ФИО1. была установлена впервые в 1997 году также по заявлению бабушки, которая и присутствовала с ним при прохождении медико-социальной комиссии.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел выводу о том, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт того, что Алексеева Э.В. воспитывала ребенка-инвалида ФИО1. с детства до достижения им возраста 8 лет, в связи с чем правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости со снижением возраста в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не имелось.

Вопреки доводам жалобы, пояснения истца о том, что она еженедельно приезжала в деревню к матери, осуществляла уход за сыном и воспитывала его, указанные выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о том, что истец принимала участие в ежедневной заботе о здоровье сына, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а потому не могут быть приняты во внимание.

Ссылки в жалобе истца на показания свидетелей ФИО2. и ФИО3., согласно которым она навещала ребенка и свою мать еженедельно, не влекут отмену судебного решения, поскольку то обстоятельство, что истец сына навещала, не свидетельствует о том, что она осуществляла его воспитание и каждодневный уход за ним, учитывая, что сын являлся инвалидом.

Доводы жалобы о том, что истец родительских прав в отношении сына не лишалась и не ограничивалась, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку в силу положений ст.119 КОБС РСФСР (действовавшего в спорный период) опека и попечительство устанавливалась не только вследствие лишения родителей родительских прав, но и по другим причинам, в том числе, для защиты личных и имущественных прав и интересов детей, в тех случаях, когда дети остались без родительского попечения.

Доказательств уважительности причин, по которым истец не могла осуществлять воспитание и уход за своим ребенком-инвалидом, материалы дела не содержат и в суд не представлено.

То обстоятельство, что опека над ФИО1. была установлена по заявлению бабушки, согласия на которую истец давала, не может повлечь отмену судебного решения, поскольку, как следует из пояснений Алексеевой Э.В. ее сын-инвалид действительно с 1994 года проживал с ее матерью, которая и осуществляла уход за ним, для чего последней требовались полномочия для защиты прав и интересов внука, в том числе, для установления ему инвалидности и др.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим признаются судебной коллегией несостоятельными

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-4311/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеева Эльвира Витальевна
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное)
Другие
Ефремов Петр Александрович
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова А. В.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
15.09.2021Передача дела судье
03.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021Передано в экспедицию
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее