УИД: № 47RS0014-01-2023-001101-35
Дело № 2а-119/2023
г. Приозерск 03 апреля 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Строгановой О.Г.,
при секретаре Лыковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области, администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности образовать и поставить на кадастровый учет земельные участки, расположенные под многоквартирными домами,
установил:
Приозерский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным иском к администрации Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области, в котором указал, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Приозерском районе. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области по адресам: <адрес>; <адрес>, расположены многоквартирные дома (далее – МКД), земельные участки под которыми не сформированы. Информация о таких участках в Едином государственном реестре отсутствует. Формирование земельного участка под МКД обеспечивает достижение соблюдения, вытекающего из ст.17 Конституции РФ, требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирных домах и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельные участки под этими домами. При таких обстоятельствах, бездействие администрации муниципального образования Мельниковское сельское поселение Приозерского муниципального района <адрес>, выражающееся в непроведении работ по формированию земельных участков под МКД не только нарушает права собственников помещений МКД, но и не отвечает интересам самого муниципального образования. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес> провести работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков под вышеуказанными многоквартирными домами в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 5-7).
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 января 2024 года в связи с отказом прокурора от части административных исковых требований производство по делу в части требований о возложении на администрацию Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области обязанности провести работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под домом, расположенным по адресу: <адрес>, было прекращено (л.д. 154-155).
Определением суда от 11 января 2024 года, вынесенного в протокольной форме, к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области.
В этой связи прокурор уточнил свои административные исковые требования, согласно которым просил суд признать бездействие администрации Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области и администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области в непринятии мер по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирными домом, расположенным по адресу: <адрес>, незаконным, и обязать административных ответчиков провести работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 166-167).
Помощник Приозерского городского прокурора Анучина А.И. в судебное заседание явилась, просила удовлетворить заявленные административные исковые требования, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика муниципального образования Мельниковское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, представитель администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, а также представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Ленинградской области, Филиала ППК «РосКадастр» по Ленинградской области, ЗАО «Викинг» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Согласно отзыву на административный иск представителя администрации Приозерского муниципального района Ленинградское области в удовлетворении административного иска к администрации муниципального района необходимо отказать, поскольку образование и постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами на территории сельского поселения относится к полномочиям администрации сельского поселения (л.д.194).
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой Ленинградской области проверки исполнения требований земельного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что земельный участок под расположенным на территории Мельниковского сельского поселения в поселке Мельниково многоквартирным домом по адресу: <адрес>, на кадастровом учете не состоит, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты (л.д. 15,16).
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Как следует из ч. 1. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4.2. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" о начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 и абзаца 4 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела действиями администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).
Строительство многоквартирного жилого дома в <адрес> было запланировано в результате комплексного освоения территории Приозерского муниципального района Ленинградской области в целях жилищного строительства (л.д. 35-38).
Судом установлено, что в целях строительства спорного многоквартирного дома, администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области из земель поселка Мельниково, государственная собственность на которые не была разграничена, на основании планировочного обоснования отвода земельного участка в целях жилищного строительства был образован земельный участок № переданный в аренду застройщику ЗАО «Викинг» на период строительства, который был поставлен на кадастровый учет 15 октября 2009 года, что следует из кадастрового дела и выписки из ЕГРН на указанный земельный участок, (л.д. 26-49, 54-58, 90-93).
Из ответа администрации Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района прокурору следует, что <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке № (л.д. 8-9).
Согласно ч. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Однако из п. 2 ч. 6 ст. 11.4 ЗК РФ следует, что при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При этом в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение двадцати дней со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа (ч. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок с КН № под спорным многоквартирным домом образован путем раздела земельного участка с КН № на два земельных участка с кадастровыми номерами № и № для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", путем подготовки межевого плана по заказу застройщика ЗАО «Викинг» (л.д. 117-125), после чего оба земельных участка образованных путем раздела 18 сентября 2012 года были поставлены на кадастровый учет (л.д. 65-98, 135).
Однако 15 марта 2022 года земельные участки с кадастровыми номерами № и № были сняты с кадастрового учета в связи с отсутствием регистрации прав на них, что следует из выписок ЕГРН на данные земельные участки (л.д. 201-207)
Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Так, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Так, в п. 26 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Верховный суд Российской Федерации указал, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.
В указанном случае каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права (перехода права) на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства, строительство которого осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права (перехода права) общей долевой собственности на общее имущество (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников объектов индивидуального жилищного строительства и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). В случае передачи земельного участка, права на который включаются в состав общего имущества в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора при государственной регистрации права (перехода права) собственности на объект индивидуального жилищного строительства и аренды на земельный участок, на котором расположен такой объект, одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права (переход права) общей долевой собственности на общее имущество (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников объектов индивидуального жилищного строительства и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности) и аренды со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, права на который входят в состав общего имущества.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок № был сформирован и поставлен на кадастровый учет в целях строительства многоквартирного жилого дома, а после завершения его строительства в целях Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" земельный участок, расположенный непосредственно под МКД с кадастровым номером 47:030408002:530, также был поставлен на кадастровый учет. После постановки на кадастровый учет данного земельного участка он фактически перешел в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, однако вопреки вышеуказанным положениям закона земельный участок был снят с кадастрового учета на основании отсутствия регистрации прав на него.
В силу изложенного суд не усматривает бездействия администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области в образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка под спорным многоквартирным домом, поскольку указанные мероприятия были осуществлены.
В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Вместе с тем, в связи со снятием земельного участка с КН № с кадастрового учета фактически нарушены права собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с чем администрации Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области, на территории которого расположен многоквартирный дом, надлежит обратится в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество для восстановления кадастрового учета земельного участка.
При таких обстоятельствах у администрации Мельниковского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области имеется обязанность по осуществлению мероприятий в результате которых сформированный под многоквартирным домом земельный участок будет вновь поставлен на кадастровый учет, в связи с чем в этой части административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
При определении срока исполнения решения суда суд учитывает объем работ, которые необходимо провести административному ответчику для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, необходимость планирования данных затрат в бюджете муниципального образования, приведение в соответствие сведений о территориальных зонах спорных земельных участков под МКД, в связи с чем считает, что достаточным будет являться срок, составляющий 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.