Дело № 2а-407/2023 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Никитченко А.А.,
при секретаре судебного заседания Улисковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объектам недвижимости, обязании обеспечить снос объектов недвижимости.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение. В ходе проведенной прокуратурой района проверки обеспечения безопасности зданий и сооружений на территории Теплоозерского городского поселения было установлено, что по адресу: ЕАО, <адрес>, находится пятиэтажное здание со следами значительного разрушения, окна и двери отсутствуют, доступ в здание не ограничен. На момент проверки из здания выходили несовершеннолетние дети. Доступ в здания по <адрес> свободный, не ограничен, окна, двери, кровля в зданиях отсутствуют, имеются следы значительного разрушения. На территории стадиона по <адрес> в <адрес> имеется кирпичное здание со следами разрушения, без окон, без дверей, кровля отсутствует, доступ к зданию свободный, не ограничен. Указанные здания нежилые, заброшенные, не используемые по назначению, отключены от сетей инженерно-технического обеспечения. Доступ к названным объектам свободный, не ограничен, в непосредственной близости от зданий находятся многоквартирные дома, в которых проживают, в том числе, несовершеннолетние дети. Вышеуказанные нарушения могут привести к тяжким последствиям, а именно к обрушению конструкций зданий и гибели людей. В указанных зданиях могут собираться лица, ведущие асоциальный образ жизни, что может стать причиной совершения противоправных действий, а также не исключена угроза террористических посягательств. Неисполнение собственником зданий обязанности по ограничению несанкционированного доступа людей в здания, а также последующему их демонтажу в связи с невозможностью их дальнейшего использования, непосредственно затрагивает права граждан, проживающих на территории поселения, на охрану жизни, здоровья, имущества.
Здания по перечисленным выше адресам состоят в реестре муниципальной собственности Теплоозерского городского поселения, мероприятия по их сносу планируются на осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ г.г. Согласно ст. 55.24, ч. 1 ст. 55.30 ГрК РФ обязанность по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей к объектам недвижимости по указанным адресам, а также обязанность по их сносу в силу закона возложена на администрацию Теплоозерского городского поселения.
Просит суд обязать администрацию МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объектам недвижимости по адресам: <адрес> (здание стадиона), <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО обеспечить снос объектов недвижимости по вышеперечисленным адресам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2022 № 21, статьи 124 Кодекса административного судопроизводства РФ заявленные прокурором исковые требования рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Облученского района ЕАО Старостина Е.В. исковые требования поддержала по доводам административного иска, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело без его участия, а также указал, что исковые требования прокурора признаёт в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст. 150, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, явка которого обязательной не признавалась.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор наделен правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон) предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч. 1 ст. 36 Закона).
Из ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона следует, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
В силу ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.30 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено частью 1.1 настоящей статьи.
Выписками из реестра муниципальной собственности Теплоозерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что объекты недвижимости (здания) по адресам: ЕАО, <адрес>, состоят в реестре муниципальной собственности МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.
На основании соответствующих распоряжений администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО здания многоквартирных домов по адресам: ЕАО, <адрес>; <адрес>; <адрес>, признаны аварийным и подлежащими сносу, что подтверждено представленными истцом выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Облученского района ЕАО на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка обеспечения безопасности зданий и сооружений на территории Теплоозерского городского поселения.
Согласно акта осмотра зданий от ДД.ММ.ГГГГ на территории Теплоозерского городского поселения имеются здания с признаками значительных разрушений. Так, по адресу: <адрес>, находится пятиэтажное здание со следами значительного разрушения, окна и двери отсутствуют, доступ в здание не ограничен. На момент проверки в здании находились несовершеннолетние дети. Доступ в здания по <адрес> свободный, не ограничен, окна, двери, кровля в зданиях отсутствуют, имеются следы значительного разрушения. На территории стадиона по <адрес> в <адрес> имеется кирпичное здание со следами разрушения, без окон, без дверей, кровля отсутствует, доступ к зданию свободный, не ограничен. Вдоль улицы <адрес> имеются остовы зданий выше, ниже, и напротив здания № по <адрес>, со следами значительных разрушений, от зданий остались фрагменты стен. Крыши, окна и двери отсутствуют, доступ к зданиям свободный и не ограничен.
Сведения, изложенные в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждены приложенной к акту фототаблицей, а также объяснениями старшего помощника прокурора Старостиной Е.В. в судебном заседании.
По факту выявленных нарушений законодательства о безопасности зданий и сооружений прокурором Облученского района ЕАО в адрес главы администрации МО «Теплоозерское городское поселение» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора глава администрации поселения указал, что здания по адресам: ЕАО, <адрес>, находятся в реестре муниципальной собственности МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО. Мероприятия по сносу указанных зданий планируются на осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ г.г. с привлечением АО «Теплоозерский цементный завод».
Таким образом, исследованными в судебном заседании материалами дела в совокупности с действующими нормами законодательства подтверждено, что администрация МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, являясь собственником неэксплуатируемых объектов недвижимости и лицом, обязанным в силу закона принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, а также обеспечить их снос, данную обязанность до настоящего времени не исполнила, чем допущено бездействие, и что создает непосредственную опасность и влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Перечисленные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований прокурора и возложения на администрацию поселения обязанности устранить допущенные нарушения, а именно, принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объектам недвижимости по адресам: ЕАО, <адрес>, и обеспечить снос объектов недвижимости по данным адресам.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Решая вопрос об установлении ответчику срока исполнения решения суда в части принятия мер, препятствующих несанкционированному доступу людей к объектам недвижимости, и учитывая объем необходимых работ, а также объяснения прокурора в судебном заседании, суд считает возможным согласиться со сроком, указанным прокурором – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в части обязанности по сносу объектов недвижимости – до ДД.ММ.ГГГГ. Административным ответчиком возражений по поводу указанных сроков в суд не представлено.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пп. 9, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего административного иска, не подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 39, 114, 175-180, 187, 227, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.08.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░