Дело № 2а-1454/2023
УИД: 18RS0003-01-2023-007229-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Михалева И.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ижевск», Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее прокурор, административный истец) обратился в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Ижевск», Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска (далее- УБиООС) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению гидротехнического сооружения пруда, расположенного на р.Игерманка в п.Нагорный г.Ижевска в Российский регистр гидротехнических сооружений. В целях устранения нарушений закона и защиты интересов неопределенного круга лиц возложить на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска обязанность принять меры по включению гидротехнического сооружения пруда, расположенного на р<адрес> в Российский регистр гидротехнических сооружений, в течение 30 месяцев с момента вступления решения суда лесничества.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчики не возражают против применения такого порядка рассмотрения административного дела, в связи с чем, дело в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.11.2023 №<номер> ГТС на <адрес> протяженностью 41 метр (номер и дата государственной регистрации №<номер> от 07.05.2013) находится в собственности МО «Город Ижевск».
В ходе анализа устранения ранее выявленных нарушений законодательства деятельности Администрации муниципального образования «Город Ижевск» и УБиООС установлены факты ненадлежащего исполнения полномочий в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования «Город Ижевск».
По указанным нарушениям закона Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором Главе МО «Город Ижевск» 27.04.2022г. вынесено представление об устранении нарушений закона №<номер>. Требования представления Администрацией МО «Город Ижевск» признаны обоснованными (письмо от 30.05.2022г. №<номер>). Однако не все нарушения закона устранены, в Регистр гидротехнических сооружений ГТС на <адрес> не включено, что подтверждается письмом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 11.07.2023г. №280-1756, письмом УБиООС от 28.08.2023г. №9283, объяснениями заместителя начальника Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска от 29.08.2023г.
Срок на обращение в суд с административным иском прокурором не пропущен, в связи с тем, что нарушения закона носят длящийся характер.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении
Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Правила формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (далее-Правила).
В соответсвии с п.3 Правил, Регистр формируется и ведется в целях:
а) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
б) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
в) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений;
г) сбора, обработки, хранения и предоставления информации о техническом состоянии и уровне безопасности гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации.
В силу п.4,6 Правил, Государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. ведения о гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в орган государственного надзора в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности.
Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «Город Ижевск» и Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, выражающееся в непринятии мер по включению гидротехнического сооружения пруда, расположенного на р.Игерманка в п.Нагорный г.Ижевска в Российский регистр гидротехнических сооружений, следует признать незаконным.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Прокурор просит установить срок исполнения решения – в течение 30 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок суду не представлено.
Указанный срок суд признает достаточным и разумным для выполнения решения суда.
Учитывая вышеизложенное, на административных ответчиков в целях устранения нарушения закона подлежит возложению обязанность принять меры по включению гидротехнического сооружения пруда, расположенного на <адрес> в Российский регистр гидротехнических сооружений, в течение 30 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.