Судья Аксенова Г.И. дело № 22-869/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Калугиной Т.В.,
судей Казимова Т.Е., Петрищевой Е.В.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Жилиной О.И.,
осуждённого Алишера У. Б.
защитника – адвоката Ласкиной Е.В.,
переводчика Имомалиевой С.М.,
при секретаре Самарцевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя, помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Шидловской К.Р. на приговор Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Казимова Т.Е., выступление прокурора Жилиной О.И., поддержавшей апелляционное представление, мнение суждённого Алишера У. Б., адвоката Ласкиной Е.В., возражавших против апелляционного представления, исследовав материалы уголовного дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
приговором Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 февраля 2023 года
Алишер У. Б., родившийся (дата) в г(адрес), не судимый,
осуждён к наказанию в виде лишения свободы:
- по 6 преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на срок 5 лет 6 месяцев за каждое преступление;
- по 25 преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на срок 5 лет 10 месяцев за каждое преступление.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Алишеру У. Б. до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения в виде заключения под стражей.
Срок наказания Алишеру У. Б. исчисляется со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в этот времени содержания его под стражей в период с 03 июня 2022 года до дня вступления приговора в законную силу в соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в виде лишения свободы.
По делу разрешена судьба вещественных доказательств.
Постановлено сотовый телефон Iphone 7 IMEI: №, хранящийся при уголовном деле, в соответствии с п. 1 ч.3 ст. 81 УПК РФ, по вступлении приговора в законную силу, конфисковать, то есть обратить в доход государства; арест, наложенный на данный сотовый телефон сохранить до исполнения приговора суда в части конфискации имущества.
Приговором суда Алишер У. Б. признан виновным и осужден за совершение 6 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору и 25 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Преступления совершены в (адрес) (дата) при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В апелляционном представлении государственный обвинитель, помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Шидловская К.Р. находит приговор незаконным, подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным в судебном заседании, существенным нарушением уголовно-процессуального закона и несправедливостью приговора вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания.
Указывает, что органами предварительного следствия Алишер У. Б. обвинялся, что в группе лиц по предварительному сговору с неустановленным лицом, через сеть «Интернет» совершил покушение на незаконный сбыт вещества, являющегося смесью( препаратом) содержащей в своем составе наркотические средства- ацетилкодеин, 6- моноацетилморфин, героин общей массой 16,33 граммов, то есть в крупном размере, упакованные в 31 сверток, которые обнаружены и из незаконного оборота изъяты, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
По мнению автора представления суд необоснованно пришел к выводу о необходимости квалифицировать действия осуждённого как самостоятельные преступления- покушение на совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
Считает, что умысел осуждённого был направлен на сбыт всей приобретенной им массы наркотического средства, которое он ранее забрал из тайника- закладки в (адрес), расфасованные в не менее чем 31 сверток, которые в целях сбыта всей массы наркотического средства поместил в не менее чем 31 тайник-закладку.
Полагает, что данное обстоятельство не получило должного внимания суда, что повлекло неправильно применение судом Уголовного закона при назначении осуждённому наказания за совершение менее тяжких преступлений.
Указывает, что судом при назначении наказании не соблюдены требования ст. ст. 6, 60 УК РФ, ч. 2 ст. 43 УК РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам о назначении наказания.
Необоснованно квалифицировав действия осуждённого как самостоятельные преступления, назначил ему чрезмерно мягкое наказание.
Просит приговор отменить, передать уголовное дело на новое судебно разбирательство в суд первой инстанции.
В возражениях на апелляционное представление адвокат Ласкина Е.В. в интересах осуждённого Алишера У. Б. считает, что выводы суда по квалификации действий ее подзащитного как самостоятельных преступлений мотивированы и основаны на законе, находит приговор законным, обоснованным и справедливым, просит отказать в удовлетворении апелляционного представления.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Виновность осуждённого Алишера У. Б. подтверждается собранными в ходе предварительного расследования и исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая оценка и не оспаривается в апелляционном представлении прокурором.
Все доказательства суд, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ тщательно проверил, сопоставил между собой и дал им правильную оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела по существу и постановления обвинительного приговора.
Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно.
Тщательно исследовав обстоятельства дела и правильно оценив все доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Алишера У. Б. в совершении 6 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору и 25 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами государственного обвинителя о необходимости переквалификации действий Алишера У. Б. как единого продолжаемого преступления по обстоятельствам покушения на сбыт наркотических средств.
Так, по смыслу закона, сбыт наркотических средств - это незаконная деятельность лица, которая охватывает любые способы их незаконного распространения, общественная опасность которого состоит в вовлечении широкого круга лиц - потребителей, здоровье которых и определено как один из объектов посягательства, предусмотренный главой 25 УК РФ. Равная развесовка, упаковка, количество тайников-закладок с наркотическим средством, как один из способов распространения, и определяет масштабность преступного вовлечения разных потребителей. Данных о том, что наркотические средства, разложенные в разные закладки, предназначались для одного потребителя, или существовала договоренность с потребителем о реализации всего объема наркотических средств, из материалов уголовного дела, в том числе и показаний Алишера У. Б., не следует.
Из установленных судом фактических обстоятельств вытекает, что умысел Алишера У. Б. был направлен на множественный сбыт разложенного количества наркотических средств разным потенциальным потребителям, которые имели возможность приобрести наркотические средства через различные тайники-закладки, в разное время и в разных местах. Следовательно, вывод суда о том, что умысел осуждённого каждый раз был направлен на реализацию наркотических средств разным приобретателям в строго определенном количестве и указанные действия являются самостоятельными преступлениями, обоснован.
Изложенному корреспондируют и разъяснения, содержащиеся в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ», утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, о том, что действия виновного, имеющего умысел на сбыт наркотических средств нескольким лицам при отсутствии с ними предварительной договоренности на реализацию всего объема этих средств, следует квалифицировать как самостоятельные преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ.
Таким образом, судом дана верная юридическая оценка действиям Алишера У. Б. по обстоятельствам покушений на незаконный сбыт наркотических средств, оснований для переквалификации действий осуждённого судебной коллегией не установлено.
Доводы помощника прокурора в апелляционном представлении о необходимости квалификации действий Алишера У. Б. как единого преступления удовлетворению не подлежат.
Уголовное дело судом первой инстанции рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, в соответствии с принципами справедливости, состязательности и равноправия сторон, права участников процесса в ходе судебного разбирательства дела не нарушены, поскольку судом созданы все необходимые условия для реализации сторонами их процессуальных прав.
Нельзя согласиться с доводами автора апелляционного представления о чрезмерной мягкости назначенного осуждённому наказания.
Так, при назначении наказания осуждённому Алишеру У. Б. суд учел характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, личность виновного, обстоятельства дела, в том числе смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи.
Алишером У. Б. совершены преступления, относящееся к категории особо тяжких.
При изучении данных о личности Алишера У. Б. установлено, что он к уголовной ответственности не привлекался, не судим, является гражданином Кыргызской Республики, на учетах у врача-нарколога, врача-психиатра не состоит, имеет заболевание органов зрения, службу по призыву не проходил, в брачных отношениях не состоит, детей не имеет, работал в Российской Федерации в службе такси на арендованном автомобиле, по месту жительства в Кыргызской Республике характеризуется положительно, оказывает помощь матери, младшим брату и сестре.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признал в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ – активное способствование раскрытию и расследованию преступления, поскольку после задержания подсудимый подтвердил причастность к незаконному обороту наркотических средств, дал подробные показания как о своей роли и действиях, так и о роли и действиях соучастника по распространению наркотических средств, с которым поддерживал связь, активно способствовал поиску наркотических средств в оборудованных им местах.
К иным, смягчающим наказание обстоятельствам в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ суд отнес - полное признание Алишером У. Б. вины, раскаяние в содеянном, молодой возраст, оказание материальной и иной помощи матери, имеющей ряд заболеваний, состоящей на «Д» учете, своим младшим брату, состоящему на «Д» учете в связи с посттравматическим заболеванием, затрудняющим передвижение, и сестре, престарелой бабушке, оказание благотворительной помощи Детскому дому (адрес).
Обстоятельств, отягчающих наказание осуждённого, судом не установлено.
С учетом всех обстоятельств по делу и требований закона суд обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения Алишеру У. Б. за каждое совершенное преступление наказание в виде лишения свободы.
С учетом личности осуждённого, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, 73 УК РФ суд обоснованно не усмотрел.
Оснований для назначения дополнительных видов наказаний, предусмотренных ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, в виде штрафа и ограничения свободы, с учетом данных о личности Алишера У. Б., являющегося иностранным гражданином, его материального положения, обусловленного отсутствием у него постоянного заработка, суд обоснованно не усмотрел.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступлений, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступлений или других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений, суд не установил, а потому не нашел оснований для применения ст. 64 УК РФ, как и не усмотрел оснований для применения положений ст. 96 УК РФ.
При назначении наказания суд учел положения ч. 3 ст. 66 УК РФ и ч. 1 ст. 62 УК РФ и ввиду применения вышеуказанных норм закона, с учетом других обстоятельств, смягчающих наказание назначил по каждому преступлению наказание ниже указанного предела, являющегося низшим по санкции статьи, без ссылок на ст. 64 УК РФ.
Окончательное наказание назначено правильно по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
При определении вида исправительного учреждения, суд верно руководствовался п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ и определил к отбыванию исправительную колонию строгого режима.
Учитывая, что в срок наказания Алишеру У. Б. на основании ст. 72 УК РФ произведен зачет в срок лишения свободы, времени содержания его под стражей до вступления приговора в законную силу, началом исчисления срока отбывания наказания следует признать день вступления приговора в законную силу, то есть 25 апреля 2023 года.
Судом обоснованно было принято решение о конфискации сотового телефона Iphone 7 IMEI: №, принадлежащего осуждённому Алишеру У. Б., поскольку материалами уголовного дела установлено его использование осуждённым как средства совершения преступления.
Приговор соответствует требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, является законным, обоснованным и мотивированным.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение приговора, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░