Председательствующий по делу Дело № 33-6318/2017
судья Былкова В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Процкой Т.В.
Михеева С.Н.
судей краевого суда Волошиной С.Э.
при секретаре Епифанцеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 05 декабря 2017 года гражданское дело по иску Сусловой Т. В. к Администрации MP «Нерчинско-Заводский район», МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» о взыскании с МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» недоначисленной и невыплаченной задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации MP «Нерчинско-Заводский район», понуждении МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы истца,
по апелляционной жалобе истца Сусловой Т.В.
на решение Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края от 13 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Сусловой Т. В. к Администрации МР «Нерчинско-Заводский район», МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» о взыскании с МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» недоначисленной и невыплаченной задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации MP «Нерчинско-Заводский район», понуждении МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы истца, отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
установила:
Суслова Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 14.03.2005 года она состоит в трудовых отношениях с ответчиком МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ». Считает, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки) в размер её заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает её права и не соответствует нормам трудового законодательства РФ и положениям Конституции РФ. Просила взыскать с МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с октября по декабрь 2013 года в сумме 10 835 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации MP «Нерчинско-Заводский район», понудить МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы истца.
Вступившим в законную силу определением Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края от 06 февраля 2014 года по вышеуказанному гражданскому делу утверждено мировое соглашение, производство по делу прекращено.
Определением Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края от 08 сентября 2017 года удовлетворено заявление представителя Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о пересмотре определения по новым обстоятельствам.
Определение Нерчинско-Заводского районного суда об утверждении заключенного сторонами мирового соглашения и о прекращении производства по делу от 06 февраля 2014 года отменено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласилась Суслова Т.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что судом нарушено единообразие в толковании и применении судами норм материального права. Ссылается на утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Обзоры судебной практики Верховного Суда, в которых говорится об обязательном начислении так называемых «северных» надбавок на МРОТ. Районный суд необоснованно посчитал её ссылки на ст. 146 и ст. 148 ТК РФ несостоятельными и указал, что в состав её ежемесячной заработной платы уже включены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы, а потому её право на повышенный размер заработной платы не нарушено. Указывает, что изменения, внесенные в ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, следовательно заработная плата работников организаций, расположенных в северных районах должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях. Более того, в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31 «О применении норм гражданского процессуального кодекса РФ» разъяснено, что перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, содержащихся в ч.ч. 3,4 ст. 392 ГПК РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Ссылается на позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в Постановлении № 24-П от 17.10.2017, согласно которой в качестве нового обстоятельства для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений является определение (изменение) практики применения правой нормы, зафиксированной в Постановлениях Пленума или Президиума ВС РФ.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных лиц на основании ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (ч. 3, 4, 5).
Согласно названной статье ТК РФ тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Действовавшее до 01.09.2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда), как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).
Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2007, из ст. 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 01.09.2007 также признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ.
В настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ) определяет, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст.133.1 указанного кодекса).
Из смысла действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 3.12.2012 №232-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1.01.2013 установлен в сумме 5 205 руб. в месяц.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец с 14 марта 2005 года осуществляет работу в должности уборщика служебных помещений в МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» на основании приказа №14 от 14 марта 2005 года, трудового договора № 17 от 01 сентября 2012 года, трудовой книжки на имя Сусловой Т.В.. К должностному окладу Сусловой Т.В. в период с октября по декабрь 2013 года производились доплата до МРОТ, выплаты стимулирующего характера, районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы, что подтверждено справкой работодателя о заработной плате. С учётом названных выплат, заработная плата истца при шестидневной рабочей неделе и выполнении нормы труда за спорный период составила - 6274 руб. 20 коп..
Таким образом, начисленная истцу заработная плата за указанные периоды соответствовала минимальному размеру оплаты труда в сумме 5 205 рублей с учетом отработанного времени (оклад + районный коэффициент 40% + процентная надбавка за стаж работы в Забайкальском крае 30% + иные выплаты).
Несмотря на то, что установленный размер оклада истца в 2013 году был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом, суд пришел к обоснованному выводу, что размер выплачиваемой ежемесячной заработной платы истца соответствует установленному федеральным законом в 2013 году минимальному размеру оплаты труда, поскольку с учетом установленного оклада, а также начисленных надбавок – районного коэффициентов, процентной надбавки за стаж работы в Забайкальском крае и иных выплат, размер заработной платы истца составил не менее 5205 рублей, следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований для признания их ошибочными, судебная коллегия не усматривает.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Обзоры судебной практики, в которых говорится об обязательном начислении так называемых «северных» надбавок на МРОТ, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда в виду следующего.
В соответствии со ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В силу ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ). Аналогичные положения содержатся и в ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года №12 (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с указанным Перечнем, Нерчинско-Заводский район Забайкальского края к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, не относится.
В целом доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют позицию истца, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░