№ 2а-35/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Нерчинский Завод 12 февраля 2020 года
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,
при секретаре судебного заседания Распоповой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края к Нерчинско-Заводскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, РОСП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. руководителя администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Михалев Л.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что за неисполнение решения Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края по делу №2а-69/2019 от 15 июля 2019 года начальником РОСП УФССП России по Забайкальскому краю – старшим судебным приставом по исполнительному производству <данные изъяты>-ИП от 18 октября 2019 года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При этом меры к исполнению решения администрацией приняты в части вступления в федеральную программу «Точка роста», в которую на 2020-2021 годы включена МОУ «Явленская СОШ», что позволит исполнить решение суда и приобрести недостающее оборудование о пособия за счет средств федерального бюджета, поскольку бюджет муниципального района дефицитный.
Просили освободить администрацию МР «Нерчинско-Заводский район» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству <данные изъяты>-ИП от 18 октября 2019 года.
Представитель административного истца администрации МР «Нерчинско-Заводский район» при надлежащем извещении в суд не явился, поддержал заявленное исковое требование и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц МОУ «Явленская СОШ», прокуратуры Нерчинско-Заводского района в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.
Представитель административных ответчиков Нерчинско-Заводского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Дьяков Р.Н., выступающий на основании прав по должности и доверенности от 23 октября 2019 года, в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, с заявленным требованием не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать, так как дефицит бюджета не является уважительной причиной не своевременного исполнения решения суда и освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии сторон и заинтересованных лиц, суд счел возможным принять решение по делу при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 КАС РФ (ч. 3 ст. 363 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.
В соответствие с п. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
По смыслу приведенной нормы основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Указанная санкция (исполнительский сбор) относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Согласно ст. 29 Закона "Об исполнительном производстве", лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу.
При этом исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленный законом срок о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа.
Установление сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа предполагает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель должен быть достоверно уведомлен о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства в надлежащий срок, позволяющий произвести исполнение.
Из п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В судебном заседании установлено, что решением Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края от 15 июля 2019 года по административному делу № 2а-69/2019 года по административному исковому заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц администрацию МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края понудили профинансировать до 01 сентября 2019 года, а Муниципальное общеобразовательное учреждение «Явленская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 октября 2019 года приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010, а именно:
нормативно-правовые документы: федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (по количеству обучающихся); общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (по количеству обучающихся);
учебную литературу: наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия – 7,62 мм (или 5,45 мм) модернизированный автомат Калашникова (1 шт.);
набор плакатов или электронные издания: Ордена России (1 комплект); I воинские звания и знаки различия (1 комплект); военная форма одежды (1 комплект); мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе (1 комплект); военно-прикладные виды спорта (1 комплект); военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин (1 комплект); военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (1 комплект); тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств (1 комплект); несение караульной службы (1 комплект); мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет (1 комплект); литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию (1 комплект); нормативы по прикладной физической подготовке (1 комплект); нормативы по радиационной, химической и биологической защите (1 комплект); основы и правила стрельбы из стрелкового оружия (1 комплект); приемы и правила метания ручных гранат (1 комплект); мины Российской армии (1 комплект); фортификационные сооружения (1 комплект); индивидуальные средства защиты (1 комплект); приборы радиационной разведки (1 комплект); приборы химической разведки (1 комплект); организация и несение внутренней службы (1 комплект); строевая подготовка (1 комплект); оказание первой медицинской помощи (1 комплект);
массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45- мм) автомата Калашникова (1 шт.);
набор плакатов по устройству или электронные издания 5,6-мм малокалиберная винтовка (1 комплект);
средства индивидуальной защиты: общевойсковой противогаз (по количеству обучающихся); общевойсковой защитный комплект (1 шт.); респиратор (5 шт.);
приборы: радиационной разведки (1 шт.); химической разведки (1 шт.); бытовой дозиметр (1 шт.); макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (1 шт.); макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (1 шт.); компас (по количеству обучающихся); визирная линейка (по количеству обучающихся); комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ (1 шт.);
индивидуальные средства медицинской защиты: пакеты перевязочные ППИ (1 шт.); пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 (1 шт.); сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи, сумка СМС (1 шт.);
перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см. (3 шт.); бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см. (3 шт.); вата медицинская компрессная (0,1 кг.); косынка медицинская (перевязочная) (3 шт.), повязка медицинская большая стерильная (3 шт.); повязка медицинская малая стерильная (3 шт.);
медицинские предметы расходные: булавка безопасная (3 шт.), шина проволочная (лестничная) для ног (1 шт.); шина проволочная (лестничная) для рук (1 шт.); шина фанерная длиной 1 м (1 шт.);
аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий (1 шт.), шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная);
санитарно-хозяйственное имущество инвентарное: носилки санитарные (1 шт.); знак нарукавного Красного Креста (1 шт.), лямка медицинская носилочная (1 шт.); флаг Красного Креста (1 шт.).
Административному истцу отсрочка исполнения судебного акта судом не предоставлялась. В указанный срок решение суда исполнено не было. Поэтому 1 октября 2019 года по делу выдан исполнительный лист серии ФС <данные изъяты>, который направлен в службу судебных приставов. Нерчинско-Заводским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю 18 октября 2019 года возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения судебного акта.
24 ноября 2019 года, то есть по истечении пятидневного срока, предоставленного для добровольного исполнения судебного акта, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно материалам исполнительного производства административным истцом (должником) предприняты меры к исполнению решения в части вступления в федеральную программу «Точка роста», куда, в том числе, включена для участия МОУ «Явленская СОШ», в которой планируется создание Центра образования цифрового и гуманитарного профилей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году, о чем свидетельствует Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края №956 от 26 сентября 2019 года и Приложение №1 к приказу. Кроме того согласно счету на оплату №274 от 17 июля 2019 года, товарному чеку от 20 июля 2019 года часть необходимых учебных и наглядных пособий, включая технические средства обучения для МОУ «Явленская СОШ» приобретены. Платежным поручением №211610 от 29 января 2020 года выделены денежные средства для выполнения муниципального задания по решению о бюджете от 27 декабря 2019 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником предпринимались все необходимые действия по исполнению судебного акта, не представлено.
Принимая во внимание отсутствие объективных причин в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, учитывая вышеприведенные нормы, законность принятого судебным приставом решения о взыскании исполнительского сбора, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в части освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В силу ч. ч. 6 - 8 ст.112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Из ст. ст. 42, 43 Устава МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края следует, что муниципальный район имеет собственный бюджет (местный бюджет). Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляется за счет средств местного бюджета.
В ходе рассмотрения дела по существу, установлено, что в пятидневный срок должник не исполнил судебный акт по причине дефицита бюджета, о чем свидетельствует Решение Совета МР «Нерчинско-Заводский район» №287 от 27 декабря 2019 года о бюджете муниципального района «Нерчинско-Заводский район» на 2019, 2020 годы. Указанные обстоятельства препятствовали своевременному исполнению требований исполнительного документа. Одновременно суд принимает во внимание факт вступления МОУ «Явленская СОШ» при содействии администрации МР «Нерчинско-Заводский район» в федеральную программу «Точка роста», частичное исполнение решения суда, что, по мнению суда, является основанием для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от взысканного постановлением от 24 ноября 2019 года, то есть на <данные изъяты> рублей.
В остальной части требование удовлетворению не подлежит по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 314, 358 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>-░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 1 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
12 ░░░░░░░ 2020 ░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░
░ ░░░░ №2-35/2020
75RS0030-01-2020-000026-15