Производство №
УИД:60RS0№-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2024 года город Пскова
Псковский районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Савкина Д.А.
при секретаре ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав административного истца ФИО10., представителей административных ответчиков ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области ФИО6, УФСИН России по Псковской области, ФСИН России ФИО11 суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 ФИО12 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области о признании незаконными действия (бездействия), выразившегося в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО14 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области. Во время нахождения в ИК-4 отсутствовало горячее водоснабжение, в связи с чем ФИО13 не мог полноценно соблюдать требования гигиены и санитарии; пользовался холодной водой, от чего испытывал физические и нравственные страдания, в связи с чем заявлены настоящие требования.
В порядке ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Псковской области, ФСИН России.
В судебном заседании участвующий по средствам видеоконференц-связи административный истец ФИО4 А.А. доводы административного искового заявления поддержал в полном объёме, пояснил, что ранее не обращался потому что является юридически неграмотным и не знал о возможности взыскания компенсации морального вреда в связи с отсутствием горячего водоснабжения в исправительном учреждении на момент отбытия наказания. С жалобами в администрацию исправительного учреждения или прокуратуру в связи с ненадлежащими условиями содержания в заявленный период не обращался. Документов или фотографий, подтверждающих заявленные доводы представить не может.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что ФИО4 А.А. пропущен срок для обращения в суд. Административный истец ссылается на свод правил 308.1325800.2017, согласно которому здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, однако из указанного свода правил не следует, что приведенные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа. Фактически административным истцом заявлены требования о ненадлежащих условиях содержания в период с сентября 2008 года по февраль 2015 года, однако согласно справке осужденный содержался в исправительном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Доказательства уважительности пропуска срока административным истцом не представлены, ходатайств о восстановлении срока не заявлено. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Псковской области и ФСИН России Васильева Т.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, приведенным представителем административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области, также пояснила, что в период отбытия наказания осужденный содержался в жилых отрядах № и №. В настоящее в общежитиях отряда № и отряда № осужденные не проживают, оборудование, в том числе сантехническое разукомплектовано. В связи с чем представить информацию о наличии горячего водоснабжения в период отбытия наказания административным истцом не представляется возможным. Дополнительно представила фотографии отряда № (здания №), из которых следует, что к смесителям в умывальных комнатах и душевой подведены 2 шланга, а также смесители имеют 2 вентиля, что подтверждает наличие горячего водоснабжения в период использования здания.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
На основании статей 9, 11, 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В соответствии с п. 13 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47, административному истцу надлежит представлять суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
На основании ч. 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», пунктом 19.2.1, 19.2.5 главы 19 Инженерное оборудование и коммуникации, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Согласно п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, в жилых зданиях предусмотрены хозяйственно - питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.
Как разъяснено в п. 14 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Следовательно, компенсаторный механизм присуждения компенсации за нарушение условий содержания, в числе прочего ввиду невозможности поддержания осужденными в удовлетворительной степени личной гигиены в конкретный период, не безусловен, а возможен при наличии доказательств, свидетельствующих о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении с осужденным, отсутствии доказательств, подтверждающих обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что ФИО4 А.А. ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором <данные изъяты> по ч.1 ст. 105 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области, был освобожден по отбытию срока наказания.
Во время отбытия наказания ФИО4 А.А. содержался в помещениях отрядов № которые были оснащены электроприборами, душевой кабиной, с горячим и холодным водоснабжением.
Из представленных фотоматериалов следует, что душевые комнаты оснащены душевыми лейками, к которыми обеспечена подводка 2 шлангов для горячего и холодного водоснабжения.
Из справки заместителя начальника подполковника внутренней службы ФИО7 следует, что в общежитие отряда № (здание №) в настоящее время осужденные не проживают. В связи с необходимостью поддержания в удовлетворительном состоянии эксплуатируемого сантехнического оборудования в других жилых отрядах и отсутствием финансирования на приобретение для данного оборудования расходных материалов, в частности для смесителей и арматуры для унитазов, данное имущество с данного отряда учреждения было разукомплектовано и установлено на другие жилые отряды, в связи чем информацию о наличии системы горячего водоснабжения в отряде № предоставить не имеется возможности.
Осужденные, проживающие в отряде № переведены на первый этаж общежития осужденных № (отряд №), в котором также к сантехническому оборудованию обеспечена подводка горячего водоснабжения.
Все осужденные, прибывшие в учреждение проходят комплексную санитарную обработку (помывка, стрижка) в соответствии с требованиями ПВР ИУ и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток.
В целях поддержания личной гигиены осужденных, согласно правилам внутреннего распорядка, утвержденного начальником учреждения, имеется график посещения бани для помывки, стирки и ремонта одежды и постельных принадлежностей. Выполнение данных мероприятий организовано в помещениях коммунально-бытового обеспечения (баня, прачечная, помещение для пошива и ремонта одежды).
Согласно сведениям <данные изъяты>» Минтруда России ФИО2 А.А. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, период инвалидности установлен ему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа на запрос прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области от осужденного ФИО4 А.А. либо в его интересах иных лиц обращений в прокуратуру на ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-4 не поступало.
Оценив вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом не приведено и судом не установлено фактов, которые бы свидетельствовали о нарушении прав административного истца на горячее водоснабжение, личную гигиену и санитарную обработку, которые унижали его человеческое достоинство, причиняли ему неудобства, степень которых превышала бы неизбежный уровень страданий, неотъемлемый для содержания в исправительном учреждении.
Согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что ФИО4 А.А. при подаче административного искового заявления, а также в ходе рассмотрения настоящего административного дела, надлежащих доказательств, обосновывающих заявленные требования, не представил.
Таким образом, несмотря на предпринятые меры, а также в связи с тем, что с момента освобождения из исправительной колонии более 9 лет назад, суд объективно лишен возможности проверить доводы административного иска в полной мере, так как необходимые документы, отражающие условия содержания административного истца в спорный период, не сохранились в связи с их уничтожением по истечении установленного срока хранения, который определен законодательством и является разумным и достаточным для предъявления каких-либо претензий.
Суд принимает во внимание, что сам административный истец, не обращаясь за судебной защитой предполагаемого нарушенного права в течение длительного срока (более 9 лет), способствовал созданию ситуации невозможности представления приведенных выше документов в качестве доказательств по делу, в связи с чем административный истец и ответчики лишены объективной возможности представить суду доказательства в обоснование своих возражений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что за время отбывания административным истцом наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области ему не причинены физические и нравственные страдания в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, не требующий дополнительного способа восстановления прав посредством присуждения компенсации.
В представленном суду отзыве и судебном заседании представители административных ответчиков указывали о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административный иском, установленного статьей 219 КАС РФ, что является основанием для отказа в иске.
Действительно, в соответствии с частями 1 и 8 статьи 219 КАС РФ, гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов, пропуск этого срока без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (пункт 12) разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 КАС РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО4 А.А, находился в местах лишения свободы (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и освобожден в связи с отбытием наказания.
Однако, будучи осведомленным о предполагаемом нарушении своих прав после освобождения из исправительных учреждений с 2015 года, находясь на свободе, с административным исковым заявлением обратился в суд только 01.04.2024, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока на его подачу, а также с пропуском срока, установленного ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обстоятельств, объективно препятствовавших в течение столь длительного времени обратиться в суд с административным иском,
ФИО4 А.А. не указывает и доказательств не приводит. Нахождение административного истца в местах лишения свободы во время подачи искового заявления не подтверждает уважительность пропуска срока и не является препятствием для ознакомления с КАС РФ.
Ссылки административного истца на его юридическую неграмотность, а также на то, что о нарушении его прав ему стало известно от иных осужденных, взыскавших компенсацию с иных исправительных учреждений, только непосредственно перед подачей административного иска, в качестве уважительных причин подачи административного иска расценены быть не могут и основаниями для восстановления пропущенного срока не являются.
Следовательно, предусмотренный законом срок на обращение с административным исковым заявлением пропущен административным истцом без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░