Дело № 2а-830/2023
25RS0039-01-2022-002056-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.08.2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Мерзляковой Д.С.,
при секретаре Крыловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних Ромашкина Т.Д., Войдиловой М.С., Войдиловой М.С. к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Надеждинского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних Ромашкина Т.Д., Войдиловой М.С., Войдиловой М.С. с исковыми требованиями к администрации Надеждинского муниципального района, в обоснование которых указал, что прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением прав многодетных семей на обеспечение земельными участками в границах Надеждинского района, передаваемым в собственность бесплатно, выявлены нарушения федерального законодательства, выразившиеся в не решении вопроса по обустройству земельных участков, предоставленных в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, улично-дорожной сетью, подъездными автомобильными дорогами, проездами, инженерной инфраструктурой- сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Так актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что семья Ромашкиной Н.В. относится к многодетной семье, указанной семье был предоставлен земельный участок в общую долевую собственность, местоположение которого установлено, относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 470 м. по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Однако земельный участок, предоставленный в рамках Закона Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры и возможностью подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям, отсутствуют подъезды к земельному участку, конкретных мер по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не принято, в связи с чем, у собственника отсутствует возможность использовать предоставленный земельный участок по назначению.
По изложенному, ссылаясь на положения п.п. 4 и 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор просит возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность обеспечить обустройство земельного участка, местоположение которого установлено, относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 470 м. по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, предоставленного в собственность многодетной семье Ромашкиной Н.В, имеющей трех и более детей, объектами инженерной инфраструктуры - сетями энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе подъездными путями.
ДД.ММ.ГГГГ определением Надеждинского районного суда Приморского края привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ определением Надеждинского районного суда Приморского края привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство энергетики и газоснабжения <адрес>, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.
ДД.ММ.ГГГГ определением Надеждинского районного суда Приморского края привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Филиал «Приморские электрические сети» Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания».
В судебном заседании помощник прокурора Мамедова Т.Г. просила удовлетворить заявленные требования, установив срок исполнения обязанности по обеспечению земельного участка Ромашкиной Н.В. объектами инженерной инфраструктуры в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель администрации Надеждинского муниципального района Кустова А.Э. исковые требования не признала, поддержала ранее представленные письменные возражения. Кроме того просила, в случае удовлетворения заявленных требований предоставить более длительный срок на выполнение указанных мероприятий.
Представитель заинтересованного лица Филиал «Приморские электрические сети» Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в судебном заседании поддержала позицию прокурора о возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района обеспечить обустройство земельного участка, местоположение которого установлено, относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 470 м. по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, предоставленного в собственность многодетной семье Ромашкиной Н.В, имеющей трех и более детей, объектами инженерной инфраструктуры - сетями энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе подъездными путями.
Заинтересованные лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, Министерство энергетики и газоснабжения Приморского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено, о причинах неявки представителей суд не уведомили.
Заинтересованные лицо Ромашкина Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в ходе подготовки просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
В силу ч.6 ст.226 КАС РФ неявка участников судопроизводства не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
При таком положении суд на основании ст.ст.150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу положений п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих индивидуальных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Часть 9 ст.48 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
Пунктами 4 и 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Из анализа содержания положений ч.9 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, п.4 и п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует вывод, что на момент принятия органом местного самоуправления решений о предоставлении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в частности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в отношении таких земельных участков уже должны быть определены технические условия подключения возводимых на них объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обеспечены подъездные пути.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с ч.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13 названного Федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч.3 ст.15 указанного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории района вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 09.11.2017 года №2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Понятие «организация», используемое в ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № многодетная семья Ромашкиной Н.В. включена в реестр граждан на получение земельного участка в аренду для целей индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р Ромашкиной Н.В., Ромашкину Т.Д., Войдиловой М.С., Войдиловой М.С. передан земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., адрес ориентира <адрес>, в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрацией Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей на территории Надеждинского муниципального района на 2019-2025 годы».
Между тем, указанной муниципальной программой не предусмотрено проведение мероприятий по обустройству земельных участков, предоставленных администрацией Надеждинского мунциипального района гражданам, имеющим право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 года №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» улично-дорожной сетью, подъездными автомобильными дорогами, проездами, инженерной инфраструктурой - сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения в населенном пункте поселок Тавричанка.
Кроме того, не обеспечение земельного участка Ромашкиной Н.В. предоставленного под индивидуальное жилищное строительство в собственность, имеющей трех и более детей, инженерной и транспортной инфраструктурой не оспаривается ответчиком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 года №22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Помимо Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящего к вопросам местного значения вопросы по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, осуществлению дорожной деятельности, Законом Приморского края от 08.11.2011 года №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», на орган местного самоуправления возложена обязанность устанавливать земельные участки для предоставления под индивидуальное жилищное строительство с соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, с возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
По изложенному, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд заключает о неисполнении администрацией Надеждинского муниципального района, как органа местного самоуправления, обязанности по обеспечению гражданам, имеющим трех и более детей, возможности ведения индивидуального жилищного строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и принимая во внимание то обстоятельство, что вопросы по организации газо-, водо-, электроснабжения, водоотведения, устройства автомобильных дорог местного значения входят в компетенцию администрации района, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требовании прокурора Надеждинского района, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, и возлагает на администрацию Надеждинского муниципального района в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок Ромашкиной Н.В., предоставленный в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой.
При этом суд отклоняет как необоснованные доводы администрации Надеждинского района изложенные в письменных возражениях в части недостаточного финансирования, необходимого для устранения выявленных нарушений, поскольку в силу ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации), соответственно, отсутствие достаточного финансирования не является основанием для отказа в обеспечении земельных участков в п. Тавричанка транспортной доступностью и необходимой инфраструктурой.
С учетом изложенного, учитывая длительный срок бездействия администрации Надеждинского муниципального района по исполнению положений Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», включение в муниципальную программу мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставленных в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, дорожной и инженерной инфраструктурой, само по себе не приведет к восстановлению прав указанных лиц.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность устранить нарушения прав граждан, имеющих трех и более детей, именно путем выполнения мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставленных в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, улично-дорожной сетью, подъездными автомобильными дорогами, проездами, инженерной инфраструктурой - сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд отмечает, что установление конкретного срока для устранения нарушения прав граждан, имеющих трех и более детей, прав ответчика не нарушает, поскольку последний не лишен возможности обратиться с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта при наличии к тому законных оснований.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9, ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░ ░░░11, ░░░░░░░░░░ ░░░12, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 470 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.08.2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░