РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№
«30» марта 2022 г. г. Орел
Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Абрамочкина Г.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Щербининой Валентине Дмитриевне о взыскании недоимки по налогам и восстановлении срока для подачи иска
Установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Орлу (далее – ИФНС по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Щербининой В.Д. о взыскании задолженности по налогам в размере 899 руб. 19 коп., из которой недоимка по транспортному налогу за 2014 г. – 750,00 руб.; пени за несвоевременность уплаты транспортного налога за 2014 г. за период с 01.11.2015 по 05.11.2015 – 2,06 руб.; недоимка по земельному налогу за 2014 г. – 146,73 руб., пени за несвоевременность уплаты земельного налога за 2014 г. за период с 01.11.2015 по 05.11.2015 – 0,40 руб.
Одновременно просила восстановить срок для подачи административного искового заявления.
Направленное ответчику уведомление об уплате налогов исполнено не было.
Направленное ответчику требование об уплате налогов и пени исполнено не было.
В связи с чем, просила взыскать с ответчика вышеуказанную задолженность.
По правилам ч. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд рассматривает данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав письменные материалы дела, материалы мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла № от 29.06.2021 г., прихожу к следующему.
На основании п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено НК РФ. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством по налогам и сборам.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Пунктом п. 2 ст. 286 КАС РФ предусмотрено административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Главой 31 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты земельного налога.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками (ст. 378 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 379 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.393 НК РФ).
В соответствие с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1, 2 Закона Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-0З «О транспортном налоге», налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и категории (вида) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено, что Щербининой В.Д. на праве собственности принадлежит земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>; транспортное средство №
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлено налоговое уведомление № от 31.03.2015 об уплате земельного налога за 2014 г. в размере 146,73 руб., транспортного налога за 2014 г. в размере 750,00 руб., со сроком исполнения до 01.10.2015 г., которое в установленный срок исполнено не было.
В соответствие с п. 2 ст. 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из п. 1 ст. 72 НК РФ следует, что пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом налогоплательщику были направлено требование № по состоянию на 05.11.2015 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2014 г. в размере 146,73 руб., пени, начисленной на указанную недоимку в размере 14,79 руб., недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 750,00 руб., пени, начисленной на указанную недоимку в размере 75,79 руб., со сроком исполнения требования – до 25.01.2016 г.
В установленный срок требование исполнено не было, в связи с чем, налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
Определением от 06.07.2021 г. мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла было отказано ИФНС по г. Орлу в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Щербининой В.Д., в связи с пропуском срока подачи заявления.
С учетом того, что задолженность по налогам и пени ответчиком не погашена, налоговый орган обратился с иском о взыскании указанной задолженности в порядке искового производства.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Установлено, что определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № <адрес> было отказано ИФНС по <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, в связи с пропуском срока подачи заявления.
Из материалов административного дела следует, что административный истец 16.02.2022 г. обратился в Железнодорожный районный суд г. Орла с административным исковым заявлением к Щербининой В.Д. о взыскании недоимки по налогам и пени и восстановлении срока для подачи иска.
Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, истец указал, что срок обращения в суд налоговым органом был пропущен по причине большого объема работы и недостатка сотрудников в штате.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии условий, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, поскольку каких-либо уважительных причин, объективно свидетельствующих о невозможности заблаговременного обращения в суд налоговым органом не названо. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что срок пропущен по уважительной причине.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления налогового органа, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд в срок, установленный законом.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что предусмотренный законом срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин, в связи с чем в восстановлении ИФНС России по г. Орлу срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Щербининой В.Д. недоимки по налогам и пени, следует отказать.
Оценив в совокупности представленные в материалах дела фактические данные, прихожу к выводу о том, что налоговым органом пропущен процессуальный срок для обращения в суд, обстоятельств, являющихся основаниями для восстановления пропущенного срока на подачу административного искового заявления по делу не установлено, в связи с изложенным, прихожу к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░