Дело № 2а-340/2024
УИД № 52RS0047-01-2024-000165-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Семенов Нижегородской области 12 июля 2024 года
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ложкиной М.М., при секретаре Голиковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Насонова Вячеслава Викторовича к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов России, Министерству Финансов России в лице УФК по Нижегородской области, начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Насонов В.В. обратился в суд с требованиями с учетом привлечения ответчиков к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов России, Министерству Финансов России в лице УФК по Нижегородской области, начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 400000 руб.
Административные исковые требования Насонова В.В. мотивированы следующим.
Истец указывает, что во время содержания в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области по приговору суда находился в ненадлежащих условиях содержания, что было сопряжено с нарушениями прав истца на протяжении длительного времени.
Указывает, что в 2007 г., прибыв в ФКУ ИК – 1 для отбывания наказания был помещен в карантинное отделение на 14 дней, где со стороны иных осужденных подвергался пыткам и моральным оскорблениям, на что администрация учреждения не принимала никаких мер. Затем истец был распределен в отряд №12, который был расположен на втором этаже двухэтажного здания, на котором также располагался отряд №9. Указывает, что общая комната ПВР, туалет, умывальник и раздевалка были общими для указанных двух отрядов. В связи с чем, доступ в туалет и к умывальнику не всегда был возможен, после подъема в раздевалке также была массовая давка, возникали конфликтные ситуации с иными осужденными.
Указывает, что спальное помещение, в котором проживало около 60 человек не соответствовало нормам жилой площади. Указывает, что ввиду нехватки места у истца, фактически, на протяжении 4х лет не было спального места. Ему было выделено спальное место на полу в комнате ПВР, эта же комната служила комнатой просмотра телепередач и комнатой приема пищи двух отрядов №12, где содержался истец, и №9. На протяжении 4х лет отбывания наказания истец был также лишен возможности пользоваться тумбочкой, все личные вещи хранились в сумке истца.
Указывает, что в ночное время разрешалось посещать туалет только с 00-00 часов до 4-00 часов утра, в связи с чем истец был лишен возможности 8часового сна, поскольку посещать туалет можно было только 4 часа ночью.
Также указывает, что умывальник не был оснащен горячей водой, что также нарушало права истца.
Таким общий период содержания истца в ФКУ ИК-1 в отряде №12 с указанными нарушениями составлял 4 года, в связи с чем, административный истец обращается в суд с настоящими требованиями, указывая на бездействия ответчика по соблюдению прав Насонова В.В. на надлежащие условия содержания.
В судебном заседании административный истец Насонов В.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области - Грачева Н.С. в судебном заседании против заявленных требований возражала, поддержала доводы представленных в материалы дела письменных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).
В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Согласно ст. ст. 74, 82, 99 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
При этом, из смысла закона следует, что в помещениях, где живут и работают осужденные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы они могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы осужденные могли читать или работать без опасности для зрения. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Все части помещения, которыми осужденные пользуются регулярно, должны содержаться в должном порядке и чистоте. От осужденных необходимо также требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их необходимо снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин).
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» (действовал в заявленный истцом период) отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Указанная позиция отражена в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».
Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, административный истец Насонов В.В. указывает на нарушение условий содержания при отбывании наказания в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России с февраля 2007 г. по март 2011 г., в течении 4х лет, указывает, что был распределен в отряд №12.
Из материалов дела следует, что Насонов Вячеслав Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыл для отбывания наказания по приговору суда в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России, находился в данном учреждении в 2007-2011 г.г., убыл 11.03.2011 года в СИЗО-1 г. Н.Новгорода.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).
При этом, в рамках рассмотрения дела административным ответчиком представлены документы в отношении содержания истца в ФКУ ИК-1, также запрошены сведения в Сухобезводненскую прокуратуру.
Согласно сведений Сухобезводненской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в период отбывания наказания Насонова В.В. в ФКУ ИК-1 от Насонова В.В. в прокуратуру сообщений, жалоб не зарегистрировано и не рассматривалось.
Согласно сведениям информации личного дела истца, также не имеется информации о применении в отношении него физического насилия либо морального давления осужденных или сотрудников ФКУ ИК-1.
Согласно справки ст. инспектора ОВРсО ФКУ ИК-1 ФИО5 указано, что Насонов В.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России, все осужденные к лишению свободы, в том числе и осужденный Насонов В.В. проживали в общежитиях, норма жилой площади на одного осужденного составляла не менее 2х кв.м на человека, что соответствует требованиям ст. 99 УИК. Более точные сведения о численности осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК- 1 ГУФСИН России по Нижегородской области, представить не представилось возможным, так как учетно-регистрационная документация по численности осужденных в отрядах уничтожена, срок хранения составляет 5 лет. База ПТК АКУС на момент отбывания наказания осужденного отсутствовала.
При этом, судом также принимается во внимание, что заявленный административным истцом период 2007-2011 г.г. имел место более 10 лет с момента обращения в суд с настоящим иском.
В целях проверки доводов административного искового заявления Насонова В.В. также запрошены и представлены в материалы дела копии всех имеющихся представлений Сухобезводненской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и ответы на них в части условий содержания осужденных в отрядах №№ 9, 12 ФКУ ИК-1 ГУФСИН России в период с 2007 г. по 2011 г.
Из анализа представленной на запрос суда выборки Сухобезводненской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях следует, что не имеется оснований полагать наличие нарушений со стороны ФКУ ИК-1 ГУФСИН России прав административного истца. Перенаселенности в заявленном истцом отряде отбывания №12 не установлено, равно как и иных заявленных нарушений (л.д.110, 111-127).
Какими-либо достаточными, допустимыми и относимыми доказательствами позиция административного истца об отсутствии у него в период отбывания наказания в ФКУ ИК -1 ГУФСИН России по Нижегородской области на протяжении порядка 4х лет спального места не установлена, напротив, опровергается показаниями свидетеля Свидетель №2, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д.135, 137-139).
Согласно ответа на запрос суда ФКУ ИК-1 от 18.06.2024 г., по словам ранее работающих сотрудников отряд №12 был расположен в общежитии №3 1970 года постройки. Жилая площадь отряда составляет 173,8 кв.м. Жилые секции для проживания осужденных отвечают требованиям гигиены и санитарии. Косметические и текущие ремонты производятся своевременно. Помещения имеют естественное и электрическое освещение, в холодное время температура 18-20 С. Оборудование в отряде соответствует нормам положенности приказа ФСИН РФ от 22.07.2006 г. №512. Санитарно-техническое оборудование находится в исправном состоянии, в отряде №6 имеется 3 писсуара, 5 унитазов и 7 умывальников. Для соблюдения санитарных норм также установлены кабинки приватности в соответствии с СП 247.1325800.2016. Раковины обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
Таким образом, оценивая позицию истца, представленные стороной ответчика по делу доказательства, а также полученные на запросы суда, следует, что в заявленный истцом период нахождения для отбывания наказания по приговору суда в ФКУ ИК-1 с 2007 г. по 2011 г. нарушения со стороны исправительного учреждения, в том числе в части отсутствия спального места истца, тумбочки, перенаселенности отряда отбывания наказания - №12, несоблюдения требований к обеспечению 8го сна, невозможности поддержания истцом в заявленный период личной гигиены, не подтвердились. Истцом указано на применение пыток и оскорблений, на что администрация учреждения не принимала никаких мер, однако указанное материалами дела не установлено.
На основании изложенного, заявленные административные исковые требования Насонова В.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 227.1, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.