Судья Газимзянов А.Р. по делу № 33-9454/2021
Судья-докладчик Герман М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2021 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Губаревич И.И. и Васильевой И.Л.,
при секретаре Рец Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-659/2021 по исковому заявлению прокурора Слюдянского района, действующего в интересах несовершеннолетнего Ковалева Д.Е., к ООО «Управление коммунальными системами» о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционному представлению прокурора Слюдянского района, действующего в интересах несовершеннолетнего Ковалева Д.Е., на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 12 августа 2021 года,
установила:
в обоснование исковых требований прокурор Слюдянского района, действующий в интересах несовершеннолетнего Ковалева Д.Е., указал, что 20.11.2021 несовершеннолетний Ковалев Д.Е., 24.05.2008 года рождения, проходя мимо дома, расположенного по адресу: "адрес", провалился в канализационный люк, крышка которого была повреждена, и получил телесные повреждения. Согласно заключению эксперта № 374 от 08.01.2021 у Ковалева Д.Е. обнаружены телесные повреждения: (данные изъяты), которые могли быть причинены в результате ударного воздействия твердого, тупого предмета (предметов), и относятся к повреждениям, причинившим средней тяжести вред здоровью, по признаку кратковременности расстройства здоровья более 3-х недель.
Колодец, расположенный по адресу: "адрес", находится в собственности администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района. Обеспечение надлежащего содержания данного объекта осуществляет ООО «Управление коммунальными системами». Однако ООО «Управление коммунальными системами» надлежащим образом не была обеспечена безопасность граждан в связи с эксплуатацией сети хозяйственно-бытовой канализации, что повлекло причинение вреда средней тяжести малолетнему Ковалеву Д.Е. Наличие причинно-следственной связи между полученными Ковалевым Д.Е. травмами и действиями ответчика, а также вина последнего, подтверждается представленными доказательствами. Ковалеву Д.Е. причинен моральный вред.
Прокурор просил суд взыскать с ООО «Управление коммунальными системами» в пользу Ковалева Д.Е. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 12.08.2021 исковые требования прокурора Слюдянского района, действующего в интересах несовершеннолетнего Ковалева Д.Е., удовлетворены. С ООО «Управление коммунальными системами» в пользу Ковалева Д.Е. взыскана компенсация морального вреда в размере 30 000 руб.
В апелляционном представлении прокурор Слюдянского района, действующий в интересах несовершеннолетнего Ковалева Д.Е., просит решение суда в части размера компенсации морального вреда изменить, удовлетворить исковые требования в заявленном размере. В обоснование указывает на то, что размер компенсации морального вреда, определенный судом, является несправедливым и неразумным. Снижение размера заявленной компенсации судом не мотивировано. При определении размера компенсации не учтена тяжесть причиненного несовершеннолетнему вреда здоровью, степень его нравственных и физических страданий. отсутствие грубой неосторожности со стороны Ковалева Д.Е., его малолетний возраст и иные фактические обстоятельства.
Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Герман М.А., объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.11.2020 в вечернее время Ковалев Д.Е., 24.05.2008 года рождения, проходя мимо дома, расположенного по адресу: "адрес" провалился в канализационный люк, крышка которого была повреждена.
В результате падения в канализационный люк Ковалев Д.Е. получил телесные повреждения.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного ОГБУЗ «Слюдянская районная больница» что Ковалев Д.Е. осмотрен дежурным врачом 21.11.2020 в 08 ч. 40 мин. с жалобами на боль в руке. С его слов, 20.11.2020 упал в открытый люк по "адрес". Поставлен диагноз: (данные изъяты), наложена гипсовая лонгета на предплечье. Назначена явка к хирургу на 23.11.2020. Имеются жалобы на боль в области перелома. 09.12.2012 имела место явка к хирургу, предъявлял жалобы на незначительную боль в области перелома. 23.12.2020 гипсовая лонгета на предплечье снята.
Из заключения эксперта № 374 от 08.01.2021 у Ковалева Д.Е. обнаружены телесные повреждения: (данные изъяты). Вышеописанные телесные повреждения могли быть причинены в результате ударного воздействия твердого, тупого предмета (предметов), они относятся к повреждениям, причинившим средней тяжести вред здоровью, по признаку кратковременности расстройства здоровья более 3-х недель. Не исключается возможность причинения телесных повреждений незадолго до обращения за медицинской помощью, возможно в срок, указанный в постановлении.
Собственником сетей канализации «Центр», с кадастровым номером 38:25:000000:827, расположенных по адресу: "адрес", является администрация Слюдянского муниципального образования, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав от 02.08.2016.
Согласно заключению кадастрового инженера Рябининой И.Ю. от 24.02.2021 колодец, расположенный по адресу: "адрес", входит в состав сооружения - сети канализации «Центр», протяженностью 22901,0 м. Указанный объект находится в собственности администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 11.07.2016 № 326-рп и передаточного акта от 18.07.2016.
01.06.2018 между администрацией Слюдянского городского поселения Слюдянского района и ООО «Управление коммунальными системами» заключено концессионное соглашение № 05-52-10/18, в соответствии с п. 6.2. которого Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком ООО «Управление коммунальными системами» надлежащим образом не была обеспечена безопасность при эксплуатации канализационного колодца около дома № "номер" по "адрес". Крышка канализационного колодца находилась в аварийном состоянии, что привело к тому, что несовершеннолетний Ковалев Д.Е. упал в него. При падении Ковалев Д.Е. повредил руку, ему причинен вред здоровью средней тяжести. Причиненный вред подлежит возмещению виновным лицом, не обеспечившим безопасную эксплуатацию колодца.
Учитывая обстоятельства данного дела, малолетний возраст пострадавшего и отсутствие в его действиях грубой неосторожности, причинение вреда здоровью средней тяжести, претерпевание несовершеннолетним физической боли, требования разумности и справедливости, суд определил к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о причинении истцу ответчиком морального вреда, подлежащего компенсации.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, полагает, что взысканный размер компенсации морального вреда судом определен без учета всех фактических обстоятельств по делу и является неразумным и несправедливым.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Как следует из вышеприведенных нормативных положений, размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию, должен быть определен судом на основании оценки действий причинителя вреда, соотношения указанных действий с тяжестью причиненных потерпевшему страданий с учетом индивидуальных особенностей личности, исходя из принципов разумности, справедливости и соразмерности. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Суд первой инстанции не привел мотивы и не обосновал, почему он пришел к выводу о том, что сумма в 30 000 руб., которая значительно ниже заявленной истцом к взысканию (100 000 руб.), является достаточной компенсацией причиненного истцу морального вреда.
Судебная коллегия полагает, что размер денежной компенсации морального вреда, определенной судом первой инстанции к взысканию, не соответствует объему и характеру нравственных и физических страданий, причиненных истцу, требованиям разумности и справедливости, а также целям рассматриваемой меры гражданско-правовой ответственности с учетом обстоятельств дела, вины ответчика, характера допущенных нарушений, личностных особенностей пострадавшего, баланса интересов сторон.
Здоровье является неотъемлемым и неотчуждаемым благом, находящимся под особой охраной государства. Бездействие ответчика по необеспечению надлежащего содержания канализационного колодца, безусловно, повлекло причинение малолетнему ребенку как физических (боль, физический дискомфорт), так и нравственных страданий, выразившихся, в частности, в том, что ребенок испытал страх за свою жизнь и здоровье, после наложения гипса не мог посещать школу, выполнять домашние задания из-за перелома кости правой руки, посещать спортивные секции, вести привычный для его детского возраста образ жизни. Соответствующим доводам истца судом первой инстанции при определении размера компенсации морального вреда оценка не дана.
Суду следовало обратить особое внимание на обстоятельства, при которых причинен вред, учесть, что вред причинен малолетнему ребенку, в действиях которого в силу возраста не может быть грубой неосторожности.
Указанные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 151 ГК РФ должны учитываться при определении размера компенсации морального вреда.
С учетом характера допущенных ответчиком нарушений, особой значимости блага, которому причинен вред, объема и характера физических и нравственных страданий, претерпеваемых истцом, его малолетний возраст, судебная коллегия полагает разумной и справедливой заявленную прокурором компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера компенсации морального вреда с определением к взысканию компенсации морального вреда в вышеуказанном размере.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░ |
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░░ |
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.