Решение по делу № 2-2581/2019 от 12.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2019 года                                     г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,

при секретаре Ефимовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2581/2019 по исковому заявлению областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Несмеянов В.В., Ознобихин В.М. о взыскании суммы задолженности по договору социальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Истец областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратился в суд с иском к Несмеянову В.В., Ознобихину В.М., в котором, с учетом дополнений, просил взыскать: с Несмеянова В.В. задолженность по оплате договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания №299 от 18.01.2016 в размере 9666 руб. за период с января по май 2018 г.; с Ознобихина В.И. задолженность по оплате договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания № 313 от 18.02.2016 в размере 9666 руб. за период с января по май 2018 г.

В обоснование исковых требований истец указал, что ответчики поступили в учреждение социального обслуживания на основании личных заявлений и индивидуальных программ предоставления социальных услуг, с ними заключены договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

    По условиям договора «О предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» исполнитель обязуется оказать социальные услуги, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги. В соответствии с п. 9 главы III договора, стоимость услуг ежемесячно составляет 75% от среднедушевого дохода заказчика.

     Ответчиками представлены медицинские справки о том, что Несмеянов В.В. с 19.11.2013 г. по 18.01.2016 г. и Ознобихин В.М. с 20.04.2012 г. по 18.02.2019 г. находились в 1 терапевтическом отделении ОГБУЗ «<данные изъяты>» с.Котик в палате сестринского ухода и получали медицинские и социальные услуги согласно индивидуальной программе предоставления социальных услуг с частичным внесением оплаты до 75% от пенсии в кассу бухгалтерии ОГБУЗ «<данные изъяты>». Заведующая <данные изъяты>, которая выдала данные справки пояснила, что Несмеянов В.В. и Ознобихин В.М. обратились к ней для выдачи данных справок и попросили указать информацию о том, что им предоставлялись медицинские и социальные услуги с оплатой 75% от пенсии, для получения бесплатных дров, данная информация в справках не соответствует действительности. В действительности ответчики находились в палате сестринского ухода <данные изъяты> с 19.11.2013-18.01.2016 и 20.04.2012-18.02.2016 соответственно. Ответчики получали только медицинские услуги, оплату вносили согласно прейскуранту платных медицинских услуг, а не 75 % от пенсии. Несмеянов В.В. был признан нуждающимся в социальном обслуживании 17.12.2015 г., Ознобихин В.М. – 20.01.2016 г., после чего они прибыли в Братский дом-интернат и с ними были заключены договоры «О предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания».

    Ответчики отказываются оплачивать социальные услуги в размере 75% среднедушевого дохода с учетом ЕДВ.

    В судебном заседании представитель истца ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности – Купралевичюс В.А. исковые требования поддержала по доводам и основаниям изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему, просила заявленные требования удовлетворить.

    Ответчики Несмеянов В.В., Ознобихин В.М. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что для оплаты по договору социальных услуг с их пенсии удерживается 75 %, с удержанием 75 % еще и из ЕДВ они не согласны. Считают, что обращение взыскания на ЕДВ противоречит действующему законодательству. Получение ЕДВ не учитывается при предоставлении мер социальной поддержки, что прямо следует из ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию». Несмеянов В.В. поступил 19.11.2013 г., Ознобихин В.М. 20.04.2012 г. на стационарное социальное обслуживание в ОГБУЗ «<данные изъяты>», с частичной оплатой за стационарное обслуживание в размере 75% от пенсии. Соответственно, в январе 2016 г. и феврале 2016 г. они были направлены с <данные изъяты> в ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

    Представитель третьего лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

    Ранее представил отзыв в котором указал, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляется и ежемесячная денежная выплата, получаемая гражданином в связи с наличием у него определенного социального статуса, а значит должна учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такого обеспечения, предоставляемого тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 2015 года (далее - Закон № 442-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона № 442-ФЗ существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

Частью 3 ст. 32 Закона № 442-ФЗ предусмотрено, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 4 ст. 32 Закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 442-ФЗ поставщик социальных услуг вправе отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий заключенного договора о предоставлении социальных услуг.

Статьей 28.1 Федерального закона от № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статье (ч. 1).

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ч. 7).

Согласно п. 18 Правил выплаты пенсий, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н, в лицевом счете производится начисление сумм пенсии, причитающихся пенсионеру, в том числе за прошедшее время, на основании документов выплатного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм, в том числе: заявления пенсионера о перечислении пенсии в полном объеме или определенной им части этой пенсии в счет установленной платы за предоставляемые ему социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.

Согласно п. 41 Правил № 885н, часть пенсии в счет платы за предоставляемые пенсионеру социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания на счет стационарной организации социального обслуживания перечисляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с направлением в эту организацию списка пенсионеров с указанием размеров установленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится в порядке, определенном пунктом 23 настоящих Правил.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлен Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075.

В соответствии с пп. ж п. 5 Правил, при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме в т.ч. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    Судом установлено, что Несмеянов В.В., Ознобихин В.М. являются <данные изъяты>, указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела справкам серии МСЭ на имя ответчиков.

    Как следует из материалов дела, 18.01.2016 между Несмеяновым В.В. и ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» был заключен договор № 299 по условиям которого, последний обязался оказать Несмеянову В.В. социальные услуги в соответствии с порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденным Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года № 193-мпр, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а Несмеянов В.В. обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, когда предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно (п. 1).

    Стоимость услуг, предусмотренных настоящим договором, составляет 75% от среднедушевого дохода заказчика в месяц (п. 9).

    Заказчик ежемесячно не позднее 27 числа вносит плату, предусмотренную договором (п. 10).

    Аналогичный договор был заключен с Ознобихиным В.М. № 313 от 18.02.2016 г.

    С каждым из ответчиков подписаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг, которые представлены в материалы дела и сторонами не оспариваются.

Согласно информации по услугам, оказанным ответчикам в период с 01.01.2018 по 31.05.2018 ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязательства по предоставлению социальных услуг выполнило в полном объеме в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг ответчиков. Доказательств обратного ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, как и не представлено доказательств оказания указанных услуг ненадлежащего качества.

Из протоколов от 23.10.2017, 10.10.2017, судом установлено, что в ходе общих собраний, получателем социальный услуг, в том числе ответчикам, неоднократной разъяснялось, что с суммы ежемесячной денежной выплаты также подлежит отчислению 75 % в счет платы за предоставляемые им социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

    Исходя из письменных материалов дела, судом установлено и никем по делу не спаривается, что ответчики, как инвалиды, являются получателями не только пенсии, но ежемесячной денежной выплаты.

    Как следует из обоснования иска и не оспаривается ответчиками от написания заявлений в части удержания из суммы ЕДВ в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания ответчики отказались, доказательств того, что ответчики выплачивают истцу в соответствии с вышеуказанными договорами «О предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» 75% ежемесячной денежной выплаты в суд ответчиками представлено не было.

    Вместе с тем, судом установлено, что взимание оплаты за стационарное обслуживание урегулировано в договорах «О предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания», заключенных с ответчиками, в соответствии с которыми стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет 75% от среднедушевого дохода заказчика в месяц. При этом, исходя из системного толкования приведенных ранее норм права в среднедушевой доход подлежит включению в том числе сумма ежемесячной денежной выплаты по инвалидности (ЕДВ), в силу прямого указания закона.

Доводы ответчиков относительно того, что ежемесячная денежная выплата не входит в среднедушевой доход основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.2 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

    Судом установлено, что Несмеянов В.В. с 19.11.2013 г. по 18.01.2016 г. и Ознобихин В.М. с 20.04.2012 г. по 18.02.2016 г. находились в ОГБУЗ «<данные изъяты>» в палате сестринского ухода и получали платные медицинские услуги на основании заключенных договоров. Данные обстоятельства подтверждаются договорами на оказание платных услуг по содержанию на койках сестринского ухода с ОГБУЗ «<данные изъяты>», положением по оплате труда оказанию платных услуг – сестринского ухода терапевтического отделения ОГБУЗ «<данные изъяты>», положением о порядке предоставления платных медицинских услуг МУЗ «<данные изъяты>» и Постановлением мэра Тулунского муниципального района об утверждении данного Положения от 01.07.2010 г.

    Согласно сведениям, предоставленным главным врачом ОГБУЗ «Тулунская городская больница», Ознобихину В.М. и Несмеянову В.В. в МУЗ «<данные изъяты>» оказывались только медицинские услуги, оплата вносилась согласно прейскуранта платных медицинских услуг, социальные услуги им не оказывались. Платные медицинские услуги в МУЗ «<данные изъяты>» оказывались на основании постановления мэра Тулунского муниципального района об утверждении данного Положения от 01.07.2010 г.

    Как следует из представленных пояснений главного врача ОГБУЗ «<данные изъяты>» ФИО7 касательно ранее выданных справок Несмеянову В.В. и Ознобихину В.М. Несмеянов В.В. и Ознобихин В.М. обратились в ОГБУЗ «<данные изъяты>» с просьбой предоставить им медицинские справки, в которых просили указать, что они находились в 1 терапевтическом отделении ОГБУЗ «<данные изъяты>», получали медицинские и социальные услуги согласно индивидуальной программы предоставления социальных услуг с частичным внесением оплаты 75% от пенсии, для предъявления данной справки на получение льготы на дрова. Представляя данные справки, заведующая <данные изъяты> ФИО8 не придала значения указанной информации в справках, а именно, что указанная информация разнится с действительностью. Несмеянов В.В. и Ознобихин В.М. находились в палате сестринского ухода ОГБУЗ «<данные изъяты>» в период с 19.11.2013 г. по 18.01.2016 г. и с 20.04.2012 г. по 18.02.2016 г. соответственно. Несмеянов В.В. и Ознобихин В.М. получали только медицинские услуги, о чем были заключены договоры, оплату вносили по прейскуранту платных медицинских услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг отсутствовала, так как социальные услуги они не предоставляют.

    Таким образом, доводы ответчиков о том, что между ними и поставщиками социальных услуг длящиеся правоотношения, данные правоотношения существовали на ДД.ММ.ГГГГ, в ОГБУЗ «<адрес> больница» им оказывались социальные и медицинские услуги, с частичной оплатой за стационарное обслуживание в размере 75% от пенсии, суд считает несостоятельными, данные доводы были опровергнуты материалами дела и пояснениями сторон.

    Согласно распоряжения министерства социального развития, опеки и попечительства №850 от 17.12.2015 г. Несмеянов В.В. был признан нуждающимся в социальном обслуживании.

    Согласно распоряжения министерства социального развития, опеки и попечительства №955-рм-пн от 20.01.2016 г. Ознобихин В.М. был признан нуждающимся в социальном обслуживании.

    Несмеяновым В.В. 18.01.2016 г., Ознобихиным В.М. 18.02.2016 г. были заключены договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и они были приняты на социальное обслуживание в ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

    Таким образом, Несмеянов В.В. и Ознобихин В.М. были признаны нуждающимися в социальном обслуживании и приняты на социальное обслуживание после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (вступил в законную силу 01.01.2015 г.). В связи с чем данные правоотношения не являются длящимися и переходные положения ст.35 ФЗ №422 на данные правоотношения не распространяются.

    При установленных обстоятельствах, требования ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании с Несмеянова В.В., Ознобихина В.М. оплаты за предоставленные социальные услуги в размере 75 % от ежемесячных денежных выплат являются обоснованными.

Согласно сообщения ГУ-УПФ РФ в г. Братске от 31.08.2018, установленный размер ЕДВ Несмеянова В.В.: 01.01.2018 – 2 527,06 руб., 01.02.2018 – 2 590,24 руб., 01.03.2018 – 2 590,24 руб., 01.04.2018 – 2 590,24 руб., 01.05.2018 – 2 590,24 руб.; Ознобихина В.М.: 01.01.2018 – 2 527,06 руб., 01.02.2018 – 2 590,24 руб., 01.03.2018 – 2 590,24 руб., 01.04.2018 – 2 590,24 руб., 01.05.2018 – 2 590,24 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании задолженности по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания с Несмеянова В.В. в размере 9 666 руб., с Ознобихина В.М. в размере 9 666 руб., исходя из 75 % ЕДВ полученных ответчиками за период с января по май 2018 г., подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ 9 666 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ 9 666 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                        ░.░. ░░░░░░░░

2-2581/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОГБУСО"Братский дои-интернат для престарелых и инвалидов"
Ответчики
Большаков Владимир Иванович
Несмеянов Валерий Владимирович
Наумова Ольга Васильевна
Ознобихин Владимир Михайлович
Елесов Владимир Андреевич
Другие
УПФ
Прокурор г. Братска
Суд
Братский городской суд
Судья
Шаламова Лариса Михайловна
12.07.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.07.2019[И] Передача материалов судье
12.08.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2019[И] Судебное заседание
19.09.2019[И] Судебное заседание
29.10.2019[И] Судебное заседание
31.10.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020[И] Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее