Дело № 2а-485/2024
УИД 44RS0001-01-2023-004909-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе: судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к Смирновой МА о взыскании задолженности по обязательным налоговом платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Костромской области обратилось в суд с указанным иском, просили взыскать со Смирновой М.А. задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени в сумме 25929,10 руб. Свои требования мотивировали тем, что в соответствии со ст. 400, 401 НК РФ Смирнова М.А. признается плательщиком налога на имущество физических лиц и обязана уплатить налог. Налогоплательщику на праве собственности по сведениям регистрирующих органов принадлежит следующее имущество: иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 1193,2 кв.м, адрес объекта: <адрес>, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 107,6 кв.м, адрес объекта: <адрес>, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 62,3 кв.м, адрес объекта: <адрес>, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 99,1 кв.м, адрес объекта: <адрес>, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 595,5 кв.м, адрес объекта: <адрес>, квартира, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 47,6 кв.м, адрес объекта: <адрес>. Налоговым органом исчислен налог на имущество за <дата> года в общей сумме 42610,32 руб.. Задолженность была оплачена частично и составила 18774 руб.. В связи с тем, что налог был уплачен несвоевременно, были начислены пени в размере 58,10 руб. Также по данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежало транспортное средство ... ..., №, дата регистрации <дата>, дата прекращения владения <дата>. В соответствии со ст.ст. 357 - 363 НК РФ, ст.ст. 3, 4 Закона Костромской от 28.11.2002 № 80-ЗКО "О транспортном налоге" Смирнова М.А. признается налогоплательщиком, и обязана уплатить налог. Расчет транспортного налога производится по следующей формуле: Налоговая база*долю в праве*налоговая ставка (руб.)*количество месяцев пользования объектом - сумма налоговых льгот = сумма налога. Исходя из представленной формулы исчислен транспортный налог: за 2020 год по налоговому уведомлению № от <дата> в сумме 7097,00 руб. Налоговым органом в отношении Смирновой М.А. выставлено требование от <дата> №, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности к мировому судье судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от <дата>, который отменен определением от <дата>. На основании вышеизложенного, просили взыскать со Смирновой М.А. задолженность по налогам и пени в общей сумме 25929,10 руб..
В ходе рассмотрения дела административный истец представил в суд уточнения по административному иску, в которых указал, что <дата> от Смирновой М.А. поступило обращение о перерасчете транспортного налога за <дата> в связи с гибелью автомобиля ... г.р.з. №, а также освобождении от уплаты налога на имущество за <дата> в связи с использованием в предпринимательской деятельности нежилого здания с кадастровым номером: №, №. Был проведен перерасчет налога на имущество за <дата>, уменьшен на 15867 руб.. В отношении автомобиля необходимо представить заявление по форме КНД №, с документами, подтверждающими факт гибели, с отметкой о невозможности его восстановления. Смирнова М.А. с таким заявлением не обращалась. Одновременно в дополнении к административному иску административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. В обоснование уважительности причин пропуска срока указали на то, что налоговый орган в установленные законом сроки не обратился за взысканием задолженности в связи с техническими причинами, сбоем компьютерной программы.
В судебном заседании представитель административного истца не участвует, извещены надлежаще, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Административный ответчик в судебном заседании не участвует, извещен надлежаще, причины неявки не сообщил, возражений относительно расчета задолженности и пени в суд не направил.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 356 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со сведениями ГИБДД УМВД России по Костромской области на имя Смирновой М.А. было зарегистрировано транспортное средство ......, №, дата регистрации <дата>, дата прекращения владения <дата>
Таким образом, ответчик в соответствии со ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.
Согласно представленным сведениям, налоговым органом произведен расчет транспортного налога за <дата> по налоговому уведомлению № от <дата> в сумме 7097,00 руб.
В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Как следует из материалов дела, административному ответчику принадлежало следующее имущество: иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 1193,2 кв.м, адрес объекта: <адрес> иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 107,6 кв.м, адрес объекта: <адрес>А, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 62,3 кв.м, адрес объекта: <адрес>Б, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 99,1 кв.м, адрес объекта: <адрес>В, иное строение, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 595,5 кв.м, адрес объекта: <адрес>Е, квартира, кадастровый №, дата регистрации владения: <дата>, размер доли в праве: 1/1, площадь объекта: 47,6 кв.м, адрес объекта: <адрес>.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно представленным сведениям, налоговым органом произведен расчет налога на имущество за <дата> года в сумме 42610,32 руб.
Задолженность административным ответчиком была частично оплачена и составила 18774 руб..
На основании п.3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (пункт 1); пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц Смирновой М.А. были начислены пени на сумму недоимки в размере пени 58,10 руб.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действовавшей на момент выставления требований) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, <дата> налоговый орган обращался за взысканием со Смирновой М.А. задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района города Костромы от <дата> со Смирновой М.А. в пользу УФНС России по Костромской области взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 896,62 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 17877,38 руб. и пени в размере 58,10 руб., задолженность по транспортному налогу в размере 7097 руб.
Определением этого же мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен, УФНС Росси по Костромской области разъяснено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ.
Таким образом, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением истекал <дата>.
Настоящее административное исковое заявление подано УФНС России по Костромской области <дата>, то есть по истечении шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В заявлении УФНС России по Костромской области просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, указывая, что срок пропущен по техническим причинам, сбой компьютерной программы.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Между тем, таких причин в судебном заседании не установлено, истцом в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд соответствующих доказательств не представлено, технические причины, на которые ссылается истец, к числу уважительных отнесены быть не могут и, кроме того, не подтверждаются материалами дела.
Таким образом, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи искового заявления следует отказать.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по пеням по транспортному налогу в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку установленный срок взыскания задолженности истек, налоговый орган утратил возможность взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по нему, а также задолженности по транспортному налогу, при таких обстоятельствах сумму недоимки следует признать безнадежной ко взысканию.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2024.