Решение
именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года город Улан-Удэ
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Зырянова А.А., при секретаре Базаровой И.Ч., с участием административного истца Сычева Л.К., представителя административного ответчика Кауровой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-177/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 11111 <данные изъяты> Сычева Л.К. об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Улан-Удэ) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в список на предоставление служебного жилого помещения,
установил:
Сычев Л.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с 25 июля 2016 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 11111, дислоцированной в городе Улан-Удэ Республики Бурятия. 1 октября 2019 года он обратился в отделение (территориального, г. Улан-Удэ) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ОТ г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье») с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в служебном жилом помещении, однако решением указанного органа от 14 октября 2019 года № в постановке на учет ему было отказано, поскольку по месту прохождения военной службы он ранее уже реализовал свое право на обеспечение постоянным жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая данное решение жилищного органа незаконным, административный истец просил признать его таковым и отменить, обязав начальника ОТ г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» включить его и членов его семьи в список на предоставление служебного жилого помещения.
Определением судьи от 8 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье»).
В судебном заседании административный истец Сычев Л.К. заявленные требования поддержал и пояснил, что в 1994 году его отцу военнослужащему Сычеву К.Л. на состав семьи 4 человека (он, отец, мать - С.Е.М. и брат - Б.Е.А..) было выделено жилое помещение общей площадью 47,48 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>. В последующем, решением Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 10 сентября 2015 года за его отцом было признано право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации, при этом он, его мать и брат от участия в приватизации добровольно отказались. В 2016 году данная квартира его отцом была продана. Исходя из приведенных обстоятельств, административный истец указывает, что оснований для отказа ему во включении в список на предоставление служебного жилого помещения у жилищного органа не имелось, поскольку еще до заключения первого контракта о прохождении военной службы, он добровольно отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения. Намеренного ухудшения своих жилищных условий он не осуществлял, при этом как на момент начала прохождения военной службы, так и в настоящее время в собственности, пользовании и владении жилых помещений по месту прохождения военной службы он и члены его семьи не имеют.
Представитель административных ответчиков – ОТ г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» и ФГКУ «Востокрегионжилье» – Каурова О.Б. требования административного истца не признала и пояснила, что на основании ордера от 22 июля 1994 года Министерством обороны Российской Федерации отцу административного истца по установленным нормам была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении административный истец был зарегистрирован с 16 декабря 2005 года по 30 августа 2016 года. Решением Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 10 сентября 2015 года было установлено, что жилое помещение было предоставлено отцу административного истца на условиях социального найма. Помимо этого, решением районного суда также было установлено, что административный истец добровольно отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения в пользу своего отца. По мнению Кауровой О.Б., поскольку административный истец ранее от Министерства обороны Российской Федерации в городе Улан-Удэ обеспечивался жилым помещением в составе члена семьи своего отца, а в последующем добровольно отказался от права собственности на это жилое помещение, то оснований для признания его нуждающимся в жилищном обеспечении в форме предоставления специализированного жилья в этом же населенном пункте у жилищного органа не имелось.
Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 этого же Кодекса относится служебное жилое помещение, предоставляются по установленным данным законом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
При этом, жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей регулируется как Жилищным кодексом Российской Федерации, так и специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», других федеральных законах, а также издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимися гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Аналогичное положение содержится и в пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей, прибывшим на новое место военной службы.
Анализ данных правовых норм указывает на то, что условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте. Кроме того, законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих, и членов их семей, а лишь тех из них, которые по прибытию к новому месту службы (в другой населенный пункт, отличающийся от места его прежнего проживания) не обеспечены иными благоустроенными жилыми помещениями в этом населенном пункте
Исходя из пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», право военнослужащих и членов их семей на обеспечение жилым помещением за счет государства, в том числе в лице военного ведомства, предоставляется один раз.
Согласно пункту 2 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года № 289-34 учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, установлена в городе Улан – Удэ в размере 11,0 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
Как видно из справки врио начальника штаба войсковой части 11111 от 11 ноября 2019 года №, выписок из приказов командира войсковой части 22222 от 28 июля 2016 года №, от 29 августа 2018 года № и копий контрактов о прохождении военной службы, административный истец с 25 июля 2016 года проходит военную службу по контракту в городе Улан-Удэ Республики Бурятия в войсковой части 11111.
Как следует из заявления от 1 октября 2019 года, Сычев Л.К. обратился в ОТ г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» с просьбой о предоставлении ему и членам его семьи служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в городе Улан-Удэ Республики Бурятия.
Из решения начальника ОТ г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» от 14 октября 2019 года №, видно, что Сычеву Л.К. отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения. В качестве причины возникновения такого основания указано, что Сычев Л.К. по месту прохождения военной службы реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, которое было предоставлено от Министерства обороны Российской Федерации его отцу в период прохождения военной службы на состав семьи из четырех человек (в том числе на административного истца).
Как следует из копии ордера на жилое помещение от 22 июля 1994 года № №, отцу административного истца – Сычеву К.Л., на состав семьи четыре человека, в том числе на административного истца, 235 квартирно-эксплуатационной частью Сибирского военного округа было предоставлено жилое помещение, общей площадью 47,48 квадратных метров в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что в 1994 году отцу административного истца, на состав семьи четыре человека (включая Сычева К.Л.), по линии Министерства обороны Российской Федерации было предоставлено жилое помещение по установленным нормам.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец ранее обеспечивался жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего.
Как видно из решения Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 10 сентября 2015 года, вступившего в законную силу 9 декабря 2015 года, за отцом административного истца признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. При этом из указанного решения также следует, что данная квартира предоставлялась государством в 1994 году на условиях социального найма. Кроме того, из решения также видно, что административный истец, будучи уже совершеннолетним, добровольно отказался от приватизации данного жилого помещения в пользу своего отца.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 13 ноября 2019 года №, право собственности на вышеназванное жилое помещение было зарегистрировано отцом административного истца 10 июня 2016 года, а прекращено 7 сентября 2016 года ввиду его продажи.
Из справок филиала «Читинский» ОАО «Славянка» РЭР № 07 от 23 июня 2015 года № и ООО «Главное управление жилищным фондом» от 17 сентября 2019 года № видно, что на момент приватизации, в жилом помещении: <адрес>, были зарегистрированы административный истец, его отец, мать и сын. Административный истец был зарегистрирован в данном жилом помещении до 29 августа 2016 года.
На основании изложенного, военный суд приходит к выводу о том, что Сычев Л.К. в городе Улан-Удэ государством уже был обеспечен жилым помещением, поэтому основания для признания его нуждающимся в служебном жилом помещении в этом же населенном пункте отсутствуют.
Необеспеченность административного истца жильем в городе Улан-Удэ на момент его обращения в орган жилищного учета на законность и обоснованность оспариваемого решения должностного лица не влияет, поскольку ранее государством обязательство по предоставлению жилого помещения по месту прохождения Сычева Л.К. военной службы исполнено, а право пользования таковым утрачено в виду собственных добровольных действий.
Таким образом, с учетом приведенных доказательств и сделанных на их основе выводов, суд признает оспоренное административным истцом решение начальника ОТ г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» от 14 октября 2019 года № соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающими прав Сычева Л.К., в связи с чем отказывает в удовлетворении административного иска.
Поскольку судом в удовлетворении административного иска отказано, понесенные административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 177 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░–░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░