Решение от 02.07.2020 по делу № 8Г-3413/2020 [88-4351/2020] от 25.05.2020

88-4351/2020

2-4714/2019

65RS0001-02-2019-003464-55

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2020 года                                                                 город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Хребтовой Н.Л.,

судей Виноградовой О.Н., Кравченко А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченко Елены Анатольевны к администрации города Южно-Сахалинска, Правительству Сахалинской области о предоставлении вне очереди жилого помещения,

по кассационной жалобе Левченко Елены Анатольевны на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 23 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., судебная коллегия,

установила:

Левченко Е.А. обратилась в суд с иском к администрации города Южно-Сахалинска, Правительству Сахалинской области о предоставлении вне очереди жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что в 1982 году после смерти матери она осталась без попечения родителей. Опекуном стала сестра матери ФИО4, которая увезла её в <адрес>. В 1996 году ее забрал брат, проживающий в <адрес>.

Отметила, что, находясь под опекой, имела право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. ДД.ММ.ГГГГ она письменно обращалась по данному вопросу к мэру МО ГО «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ обращалась в суд с требованием восстановить статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения. Просила суд возложить обязанность на ответчиков предоставить ей вне очереди жилое помещение.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 23 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Левченко Е.А. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.

В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, уведомлены надлежащим образом.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Ранее установленный порядок предполагал обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением только если указанные лица были приняты на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при этом такое право распространялось на них до достижения ими возраста 23 лёт.

С ДД.ММ.ГГГГ порядок и условия предоставления жилого помещения изменился.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судами верно указано, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом №159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Материалами дела установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ находилась под опекой ФИО4, так как родная мать умерла, отец с 1978 года с семьей нежил, его местонахождение не известно.

Судами верно указано, что на момент оформления опеки над ФИО1, порядок и условия учёта лиц, имеющих право на получение жилого помещения как оставшихся без попечения родителей, отсутствовал.

Вместе с тем, частью 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ФИО1 в случае отнесения ее к категории детей-сирот (при отсутствии закрепленного за ней жилья), подлежала обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании действовавшего в то время п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, однако к моменту вступления в действие указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, достигла возраста 21 года, следовательно, с указанного момента она могла самостоятельно реализовать своё право на обеспечение жилым помещением в установленном этим законом порядке, обратившись с заявлением для постановки на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, что ею сделано не было. Стороной истца доказательств, свидетельствующих об уважительности причин и невозможности своевременного обращения для постановки на учёт, представлено не было, не установлено таких обстоятельств и судом первой инстанции.

Суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, учел указанные выше нормы закона, пришел к выводу о том, что оснований для обеспечения ФИО1 специализированным жилым помещением не имеется.

Доводы, по которым суды пришли к такому выводу, подробно изложены в решении и апелляционном определении.

Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой и     апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.

В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-3413/2020 [88-4351/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Левченко Елена Анатольевна
Ответчики
Администрация города Южно-Сахалинска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Виноградова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
02.07.2020Судебное заседание
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее