Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2016 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.04.2016 |
город Екатеринбург |
Октябрьский районный суд города Екатеринбург Свердловской области в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
истца ФИО1, его представителя ФИО3,
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,
представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» - ФИО5,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о признании права на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит признать за ним право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца составила 11 лет 2 месяца 17 дней. В период прохождения военной службы, на основании рапорта, поданного им в 2006 году, истец был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Будучи участником данной программы, ДД.ММ.ГГГГ приобрел двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, где проживает с семьей до настоящего времени. В августе 2013 года после ознакомления с приказом об увольнении с военной службы истец передал через начальника отделения кадров рапорт о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (дополнительных денежных средств), как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В последующем истец неоднократно интересовался судьбой рапорта посредством телефонных звонков и личных обращений, но так и не получил такую информацию. В связи с этим истец в июне 2014 года был вынужден повторно обратиться с рапортом о выплате дополнительных денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части был подписан приказ № ****** о выплате истцу как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, увольняемому с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, дополнительных денежных средств в сумме 1950406,85 руб., который с пакетом документов был направлен в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на рассмотрение. В процессе проверки документов истца ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации дважды принимало решение об отказе в выплате дополнительных денежных средств истцу ввиду непредставления или неполного представления необходимых документов. Истцу предлагалось изменить содержание рапорта о выплате дополнительных денежных средств, а воинской части – откорректировать ряд документов. В июне 2015 года истец получил решение ответчика об отказе в выплате дополнительных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование которого указано о том, что рапорт (заявление) о выплате денежных средств истец подал ДД.ММ.ГГГГ, после исключения из списков личного состава войсковой части. Полагая указанное решение незаконным, истец обратился в Екатеринбургский гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании этого решения. Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении этого иска ФИО1 отказано в связи с истечением срока давности обращения в суд. При этом судом было постановлено частное определение, в котором указано о выявлении нарушений действующего законодательства. Истец полагает его права нарушенными, поскольку он обратился с рапортом о выплате дополнительных денежных средств в установленные законодательством сроки, кроме того, нарушение срока обращения с рапортом не является основанием для отказа в выплате дополнительных денежных средств.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали.
Представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что момент приобретения права на дополнительные денежные средства, определение состава семьи и рассмотрение документов, должно определяться на дату исключения накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части, в этой связи и дается оценка предоставленного пакета документов. По смыслу законодательства участник накопительно-ипотечной системы подает рапорт (заявление) через воинскую часть в региональное управление жилищного обеспечения на получение дополнительных денежных средств после даты издания приказа об увольнении с военной службы, но до даты исключения из списков личного состава воинской части. Возможность продления или восстановления этого срока не предусмотрена. ФИО1 подал рапорт (заявление) о выплате дополнительных денежных средств после исключения его из списков личного состава войсковой части. Поэтому право на выплату дополнительных денежных средств у истца отсутствует. Войсковой частью в адрес ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направлены документы для исключения истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы. ДД.ММ.ГГГГ из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации направлено уведомления об исключении истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» - ФИО5 с иском не согласилась. Указала, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» не обладает полномочиями в вопросе принятия решения о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, действует только в качестве исполнителя финансовых обязательств Министерства обороны Российской Федерации. Истцом не представлены доказательства нарушения прав ответчиком ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>». Кроме того, до исключения из списков личного состава войсковой части истец не подавал рапорт на получение дополнительных денежных средств, поэтому не приобрел право на получение данных денежных средств в период прохождения им военной службы.
Заслушав пояснения истца и его представителя, пояснения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 11 лет 2 месяца 17 дней.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Согласно ч. 2 указанной статьи выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее – дополнительные денежные средства) производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет;
2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» выплаты денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона о «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» после увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы и в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, именной накопительный счет участника закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 655 утверждены Правила использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с п. 19 указанных Правил при наличии у участника накопительно-ипотечной системы права на использование накоплений для жилищного обеспечения производится расчет суммы накоплений, учтенных на именном накопительном счете на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для исключения участника накопительно-ипотечной системы из реестра участников. Именной накопительный счет после этого закрывается. Накопления для жилищного обеспечения, предназначенные для использования бывшим участником накопительно-ипотечной системы или членом его семьи, учитываются на специальном депонентном счете, который открывается уполномоченным федеральным органом на дату возникновения оснований для исключения участника накопительно-ипотечной системы из реестра участников.
Согласно п. 20 указанных Правил лицо, получившее право на использование накоплений для жилищного обеспечения вследствие исключения участника накопительно-ипотечной системы из реестра участников, для получения денежных средств вправе подать рапорт (заявление) по последнему месту службы участника накопительно-ипотечной системы в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил об истребовании всех накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на специальном депонентном счете указанного бывшего участника (члена его семьи).
Согласно материалам дела, ФИО1 до увольнения с военной службы был признан участником накопительно-ипотечной системы, им с использованием целевого жилищного займа, предоставленного ему как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, приобретено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Других жилых помещений в собственности истца и членов его семьи – супруги ФИО6, дочери ФИО7 – не имеется.
Также из материалов дела следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ, после исключения его из списков личного состава войсковой части, обратился к командиру войсковой части 61423 с рапортом, в котором в связи с увольнением с военной службы просил выплатить ему как участнику накопительно-ипотечной системы денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения. Доказательств обращения истца с таким заявлением (рапортом) до указанного дня им не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ № ****** командиром войсковой части издан приказ о выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в сумме 1931906,85 руб.
Письмом ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******нс истцу отказано в выплате дополнительных денежных средств по тому основанию, что рапорт о выплате данных денежных средств подан истцом после исключения его из списков личного состава войсковой части.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 166 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 2 указанного Порядка (далее – Порядок) на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, предоставлению участникам накопительно-ипотечной системы информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников накопительно-ипотечной системы для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и изъявивших желание реализовать это право, по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** определено, что Департамент жилищного обеспечения Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».
Таким образом, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации является организацией, в полномочия которой входит принятие решений о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
В соответствии с п. 28 Порядка основаниями для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы являются:
а) увольнение с военной службы;
б) исключение из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
в) поступление из иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сведений о включении военнослужащего в реестр по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом в связи с его поступлением на военную службу.
Согласно п. 29 Порядка при возникновении оснований, предусмотренных пунктом 28 настоящего Порядка, ответственным должностным лицом воинской части оформляется список участников накопительно-ипотечной системы для исключения их из реестра. В приказе об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части в обязательном порядке отражается принадлежность военнослужащего к накопительно-ипотечной системе. Датой возникновения основания для исключения участника накопительно-ипотечной системы из реестра является дата исключения из списков личного состава воинской части.
В силу п. 62 Порядка после издания приказа об увольнении с военной службы участник накопительно-ипотечной системы подает рапорт (заявление) через воинскую часть (ответственное должностное лицо) в региональное управление жилищного обеспечения на получение дополнительных денежных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее – Правила).
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что заявление (рапорт) о выплате дополнительных средств участник накопительно-ипотечной системы подает до его исключения из списков личного состава воинской части.
Вместе с тем, согласно п. 9 Правил и п. 69 Порядка основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 Правил и в пункте 63 настоящего Порядка и недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Данные пункты Порядка и Правил не содержат такого основания для отказа в выплате дополнительных средств, как пропуск срока для подачи заявления (рапорта).
При этом целью Порядка является конкретизация норм Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Нарушение данной процедуры не свидетельствует об утрате участником накопительно-ипотечной системы права на получение денежных средств, дополняющих накопление для жилищного строительства, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 41-КГ14-22.
Ни положения Федерального закона о «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», также как и положения Порядка и Правил не содержат указания на необходимость приложения к рапорту документов именно по состоянию на день увольнения.
Таким образом, поскольку ФИО1 в период прохождения военной службы включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности срока военной службы более 10 лет, он приобрел право на использование денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
В связи с этим у ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для отказа в признании за истцом права на выплату дополнительных денежных средств для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, только на основании обращения истца с соответствующим рапортом (заявлением) после исключения его из списков личного состава войсковой части.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Екатеринбургским гарнизонным военным судом постановлено решение, которым ФИО1 отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Между тем, в рассматриваемой ситуации данное обстоятельство не является препятствием для признания за ФИО1 права на выплату дополнительных денежных средств по его требованиям, предъявленным в исковом производстве, поскольку, как следует из содержания указанного решения, основанием для отказа в удовлетворении административного иска ФИО1 явился пропуск срока обращения в суд. Оценка права ФИО1 на выплату дополнительных денежных средств в данном решении не производилась.
В связи с изложенным, учитывая, что ФИО1 ответчиком было отказано в выплате дополнительных денежных средств только по причине подачи им рапорта (заявления) после исключения из списков личного состава войсковой части, иных обстоятельств, препятствующих выплате истцу дополнительных денежных средств ответчиками не названо и в судебном заседании не установлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного ФИО1 иска.
Вместе с тем, поскольку, как указывалось выше, лицом, уполномоченным на принятие решений о выплате дополнительных денежных средств, является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, требования ФИО1 подлежат удовлетворению только в отношении этого ответчика. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», суд отказывает, так как данная организация является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░1 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░