УИД 51RS0001-01-2025-003525-77
Дело № 2-3659/2025
Изготовлено 22 августа 2025
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 августа 2025 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Кожухова Д.С.,
при секретаре Бараковской Ю.С.,
с участием истца Мамаева В.В.,
представителя третьего лица ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» - Манёнока В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамаева ФИО4 к акционерному обществу «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя
установил:
Мамаев В.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик по месту его содержания под стражей не исполнил в полном объеме договор розничной купли-продажи, поскольку не продал по его заказу 4 пачки сахара. В связи с чем Мамаев В.В испытал нравственные страдания, поскольку был вынужден пить чай и есть кашу без сахара. Размер компенсации морального вреда оценил в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Истец Мамаев В.В., участвовавший в судебном заседании посредством видеоконферец-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика акционерного общества «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» (далее АО ПУИС «Архангельское») в судебное заседание не явился. Ранее представили возражения на исковое заявление из которых следует, что ответчик осуществляет свою деятельность через магазины исправительных учреждений и следственных изоляторов, в том числе через магазин, расположенный на территории СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и нормативными актами ФСИН России по обеспечению прав лиц находящихся под стражей. Торговую деятельность организация осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ. Заявления о потребности приобретения товара от содержащихся поступают в магазин общества не с одной камеры, а с камер всего учреждения, таким образом потенциальный покупатель может получить не весь товар, указанный в заявлении, так как физически товар может закончится на остатках, при этом оплата за недоставленный товар не удерживается с покупателя. Полагают, что данный фактор не является нарушением и относится к обычному торговому процессу. Мамаеву В.В был выдан весь товар, указанный в кассовом чеке из тех остатков которые были. На ДД.ММ.ГГГГ остаток сахарного песка составлял 29 штук, которые полностью были реализованы, в том числе и гражданским лицам имеющим доступ в магазин, поскольку он находится за территорией учреждения. Указанные обстоятельства подтверждаются ведомостью о движении товара.
Представитель третьего лица ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее ФКУ «СИЗО № 1 УФСИН по Мурманской области») Манёнок В.А в судебном заседании при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 21, статей 23 и 34, статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому право на судебную защиту своей чести и доброго имени.
В силу предписания части 3 статьи 17, статьи 29 Конституции Российской Федерации устанавливается возможность выражения каждым своего мнения и убеждения любым законным способом, не нарушающим права и свободы других лиц. Это обязывает суд как орган правосудия при разрешении возникающих споров обеспечивать баланс конституционно защищаемых прав человека на свободное выражение взглядов и прав на защиту всеми своей чести, достоинства и деловой репутации.
Реализация конституционных прав, направленных на защиту нематериальных благ, осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 150, 151, 152, 1099 и 1100, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с ч.1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.
Приобретение подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, регламентировано приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы".
Порядок приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, предметов первой необходимости, вещей и других товаров регламентирован разделом 7 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 (Далее - Правила).
Так пунктами 46,47,48,49,57,58 59, 60 указанного раздела приказа установлено, что подозреваемые и обвиняемые приобретают продукты питания и предметы первой необходимости, включенные в перечень разрешенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания, по безналичному расчету в магазине, находящемся в СИЗО, либо через администрацию СИЗО в торговой сети.
Перечень разрешенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания может быть ограничен по предписанию должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС.
Ассортимент продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, разрешенных к продаже в магазине, находящемся в СИЗО, определяется перечнем разрешенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания. Сумма денег, на которую подозреваемые и обвиняемые могут приобрести товар, не ограничивается. Не допускается продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.
Ассортимент товаров, имеющихся в магазине, находящемся в СИЗО, и их стоимость доводятся до сведения лиц, содержащихся под стражей. Ознакомиться с ценами и ассортиментом товаров в магазине (интернет-магазине), находящемся в СИЗО, подозреваемые и обвиняемые могут также с использованием устанавливаемых в местах, определяемых администрацией СИЗО, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности).
Лицо, желающее приобрести продукты питания, предметы первой необходимости и промышленные товары, пишет заявление на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам), которое сдается представителю администрации СИЗО.
Подозреваемые и обвиняемые могут также оформить заявление на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, вещей и других товаров с помощью устанавливаемых в местах, определяемых администрацией СИЗО, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности).
Работник магазина, находящегося в СИЗО, проверяет в бухгалтерии СИЗО наличие денег на лицевых счетах подозреваемых и обвиняемых, изъявивших желание приобрести товары. Купленные товары разносятся по камерам и вручаются под расписку.
По окончании рабочего дня работник магазина, находящегося в СИЗО, составляет отчет о приобретенных подозреваемыми и обвиняемыми товарах и вместе с заявлениями сдает его в бухгалтерию СИЗО для списания денег с лицевых счетов подозреваемых и обвиняемых.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мамаев В.В в настоящее время содержится ФКУ «СИЗО № 1 УФСИН по Мурманской области».
ДД.ММ.ГГГГ им через администрацию учреждения направлена ответчику заявка на приобретение продуктов питания содержащая в том числе заказ на 5 пачек сахара.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком исполнена заявка истца только на 1 пачку сахара, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной суду копии лицевого счета № Мамаева В.В по учету движения личных денег и операций по безналичному расчету на ДД.ММ.ГГГГ до момента оплаты заказа у Мамаева В.В на счете было 6 220 рублей 22 копейки. Заказ оплачен на сумму 511 рублей.
Стоимость 1 пачки сахара согласно кассового чека составила 97 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Мамаев В.В получил заказ. При этом им была получена только 1 пачка сахара из заказанных 5.
Заказ обработан в установленном порядке, продукты получены в разумный срок обработки заказа. Сроки обработки вызваны объективными причинами, Правилами конкретные сроки обработки заявлений, доставки продуктов не установлены.
Обращаясь в суд с настоящим истцом, Мамаев В.В. указывает, что ответчик не исполнил договор розничной купли-продажи, в связи с чем он не получил необходимые продукты в заявленном им объеме и ему был причинен моральный вред.
Проверяя причины, по которым ответчиком не была исполнена заявка Мамаева В.В, судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток сахарного песка у ответчика составлял 29 штук. Указанное обстоятельство подтверждается ведомостью по товарам на складах на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом из ФКУ «СИЗО № 1 УФСИН по Мурманской области» истребованы все заявления и кассовые чеки исполненные ответчиком АО ПУИС «Архангельское» ДД.ММ.ГГГГ (день поступления заявки Мамаева В.В).
Согласно данных заявок, запрос на пачки сахара в штуках, был в гораздо в большем размере, чем его фактическое наличие у ответчика. Лицам содержащимся в ФКУ «СИЗО № 1 УФСИН по Мурманской области» было продано 26 пачек сахара. Оставшиеся 3 пачки были проданы гражданским лицам.
В связи с чем, суд приходит к выводу, об отсутствии вины у АО ПУИС «Архангельское» в не реализации в заказанном объеме истцу Мамаеву В.В необходимого количества пачек сахара, поскольку судом установлено о его отсутствии на ДД.ММ.ГГГГ в объеме необходимом, что закрыть потребности по всем поступившим заявкам. При этом Правилами, предусмотрена продажа только имеющихся в магазине продуктов.
Учитывая вышеизложенное, поскольку отсутствует вина ответчика в не продаже товара по заказу истца, то суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░5 ░░.░░.░░░░ ░.░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 7817128346) – ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░