УИД 37RS0021-01-2023-000011-80 КОПИЯ
№ 2а-82/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<ДД.ММ.ГГГГ> город Фурманов Ивановской области
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Рукосуевой Л.В.,
при секретаре Молчановой М.А.,
с участием прокурора Зеленского А.В.,
представителя административного истца – УМВД России по Ивановской области Чурина Н.А.,
административного ответчика Коломийца С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к Коломийцу С.С. о продлении срока временного содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее - УМВД России по Ивановской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Коломийцу С.С. о продлении срока временного содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области.
Административный иск (с учетом уточнений, заявленных представителем административного истца в судебном заседании) мотивирован тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области на основании Распоряжения от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, вынесенного Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), в соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принято решение о депортации в отношении гражданина <данные изъяты> Коломийца С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> Коломиец С.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на срок 2 месяца, т.е. по <ДД.ММ.ГГГГ>. Решениями Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> срок временного размещения административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области неоднократно продлевался и истекает <ДД.ММ.ГГГГ>. В настоящее время исполнить решение о депортации в отношении административного ответчика не представляется возможным, поскольку Коломиец С.С. не имеет документов, удостоверяющих его личность, в связи с чем не подлежит пропуску через государственную границу Российской Федерации. <ДД.ММ.ГГГГ> в Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации был направлен запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства на имя Коломийца С.С. на возвращение на Родину, однако ответ на указанный запрос до настоящего времени не получен ввиду закрытия всех дипломатических представительств <данные изъяты> на территории Российской Федерации. Кроме того, <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> в адреса ОМВД России по <адрес> и Симоновского районного суда <адрес> также были направлены запросы о наличии/отсутствии в материалах уголовного дела в отношении Коломийца С.С. его национального паспорта. Ответы на указанные запросы в адрес УМВД России не поступили. В настоящее время административный ответчик не имеет документов, удостоверяющих личность, что делает невозможным исполнение решения о его принудительном перемещении за пределы России. При этом со стороны Коломийца С.С. не отменены ни распоряжение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, ни решение о его депортации за пределы Российской Федерации. Поскольку срок временного содержания иностранного гражданина в специальном учреждении истекает <ДД.ММ.ГГГГ>, административный истец просит суд продлить срок временного содержания гражданина <данные изъяты> Коломийца С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на два месяца.
В судебном заседании представитель УМВД России по Ивановской области Чурин Н.А. административные исковые требования поддержал полностью, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, пояснил, что в виду закрытия всех дипломатических представительств <данные изъяты> возможность исполнения решения о депортации административного ответчика появится после окончания специальной военной операции, поскольку иным образом документировать Коломийца С.С. не представляется возможным.
Административный ответчик Коломиец С.С. в судебном заседании возражал против продления срока его пребывания в специальном учреждении, пояснив, что слишком долго уже находится в специальном учреждении, просит в административном иске отказать, пояснил, что в <адрес> у него проживает друг С. с семьей, которые готовы предоставить ему жилье, <данные изъяты> возвращаться не желает.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Производство по административным делам о продлении срока пребывания в специальном учреждении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, осуществляется в порядке, установленном главой 28 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
В силу пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 ФЗ № 115).
Согласно пункту 9 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В силу ч. 4 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.
Судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) было вынесено Распоряжение <№> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Коломийца С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения (л.д. 10).
<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области утверждено решение о депортации Коломийца С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, гражданина <данные изъяты>, за пределы территории Российской Федерации. Исполнение решения о депортации осуществить после отбытия Коломийцем С.С. наказания, назначенного по приговору суда (л.д. 11-12).
Сведениями об оспаривании или отмене указанных актов ФСИН России и УМВД России по Ивановской области суд не располагает.
Личность административного ответчика установлена соответствующим заключением от <ДД.ММ.ГГГГ>, из которого следует, что Коломиец С.С. родился <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес>; прибыл в Российскую Федерацию <ДД.ММ.ГГГГ>; в период пребывания в Российской Федерации утратил свой национальный паспорт. <ДД.ММ.ГГГГ> Коломиец С.С. осужден Симоновским районным судом <адрес> по <данные изъяты> УК РФ к лишению свободы с отбыванием наказания в ФКУ <№> УФСИН России по Ивановской области. <ДД.ММ.ГГГГ> в соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ФСИН России в отношении гражданина <данные изъяты> Коломийца С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации <№>. В настоящее время Коломиец С.С. освобожден после отбытия наказания из ФКУ <№> УФСИН России по Ивановской области (л.д. 15-16).
В материалы дела представлена копия национального паспорта административного ответчика <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, из которой также следует, что Коломиец С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, является гражданином <данные изъяты> (л.д. 17-18).
<ДД.ММ.ГГГГ> Фурмановским городским судом Ивановской области принято решение о помещении гражданина <данные изъяты> Коломийца С.С., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области сроком по <ДД.ММ.ГГГГ>. Решение вступило в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 19-22).
Вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ> решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> срок временного размещения административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области продлен по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 23-26).
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> срок временного размещения Коломийца С.С. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области продлен по <ДД.ММ.ГГГГ>. Решение вступило в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 27-31).
<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области направило в адрес Консульского отдела Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства на имя административного ответчика на возвращение на Родину (л.д. 13-14).
<ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> в адреса ОМВД России по <адрес> и Симоновского районного суда <адрес> административным истцом направлены запросы о предоставлении информации о наличии в материалах уголовного дела в отношении Коломийца С.С. его национального паспорта (л.д. 32-33, 34-35).
Из пояснений представителя административного истца следует, что до настоящего времени ответы на указанные запросы в адрес УМВД России по Ивановской области не поступили, что препятствует исполнению решения о депортации Коломийца С.С. за пределы Российской Федерации по объективным, не зависящим от УМВД причинам.
Оценивая собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о принятии со стороны административного истца полного комплекса мер, направленных на установления гражданской принадлежности административного ответчика.
Вместе с тем суд учитывает, что в случае удовлетворения административного иска Коломиец С.С. будет находиться в специальном учреждении более 6 месяцев, с момента вынесения административным истцом решения о депортации прошло более 1 года, административный истец, несмотря на принятые меры, в настоящее время объективно лишен возможности исполнить решение о депортации, сроки исполнения данного решения от административного истца не зависят.
При этом суд принимает во внимание наличие у административного ответчика возможности проживания на территории Российской Федерации.
Следовательно, данные обстоятельства не могут служить основанием для продления срока размещения административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на срок более 6 месяцев.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 г. №14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека, приверженность к всеобщему пониманию и соблюдению которых получила широкое международно-правовое признание: как следует из ст. 1, 2, 15, 17, 19, 21, 46, 62, 64 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы России положений Всеобщей декларации прав человека (ст.ст. 3, 8, и 9), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 2 и 9) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (т. 5), это право воплощает в себе наиболее значимое социальное благо, без которого немыслимы достоинство и ценность человеческой жизни и демократическое правовое устройство общества и государства, а его уважение и судебная защита исключают возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности; это означает, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается лишь на основе принципов правовой определенности и справедливости при соблюдении конституционных критериев необходимости и соразмерности, препятствующих невосполнимой утрате самого существа данного права, в равной степени гарантированного российским гражданам, иностранцам и лицам без гражданства и образующего, наряду с иными конституционными правами и свободами, основы правового статуса личности в Российской Федерации. Выявляя смысл конституционных гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что они распространяются не только на прямо указанные в ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей, но и на все другие виды лишения свободы; понятие «лишение свободы», имея по своему конституционно-правовому смыслу автономное значение, охватывает собой любые вводимые в отраслевом законодательстве ограничения, если они фактически влекут лишение свободы.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что правовых оснований для продления срока пребывания Коломийца С.С. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области не имеется. Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления УМВД России по Ивановской области о продлении срока временного размещения гражданина <данные изъяты> Коломийца С.С. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180, 268 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
<░░.░░.░░░░>