Дело № 2-356/2025

                                                                    25RS0017-01-2025-000675-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    18 августа 2025 года                                                                       пгт Кавалерово

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Маркелова М.Н.,

при секретаре Власовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора ФИО4 края в защиту прав ФИО1, ФИО2, ФИО3, к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, Министерству труда и социальной политики ФИО4 края, ФИО4 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,

установил:

И.о. прокурора ФИО4 края обратился в суд с иском в защиту нарушенных прав ФИО1, ФИО2, ФИО3 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края»), администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, Министерству труда и социальной политики ФИО4 края, ФИО4 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

В обоснование требований прокурор ФИО4 края указал, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживающие на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального района сильного снегопада. По результатам обследования жилых помещений заявителей, комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края в заключениях установлены факты проживания заявителей в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факты нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта. Вместе с тем, данными заключениями не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации. Данный вывод, содержащийся в заключениях комиссии, противоречит их установочной части. Указанные заключения явились основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило истцов права на получение соответствующей выплаты.

Истцы, ФИО4 ответчиков, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. ФИО4 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края», письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. ФИО4 Министерства труда и социальной политики ФИО4 края, администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края о причинах неявки суд не уведомили.

ФИО4 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать. Считает, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у истцов отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами не представлено. Полагает, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.

ФИО4 края в письменном отзыве на иск, указал, что согласно заключениям комиссии ОМСУ фактов нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлено.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 края ФИО8 поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, истцы зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>, Кавалеровский муниципальный округ, <адрес>.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района ФИО4 края прошел снежный циклон.

Постановлением Губернатора ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера

С заявлениями в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, обратились: ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1 в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» от ДД.ММ.ГГГГ указанным лицам отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.

Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона Приморского края от 2 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).

Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики Приморскою края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337.

Пунктом 11.2 указанного административного регламента, установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 2.2 порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.

В силу п. 2.3. порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».

Согласно пункту 3 порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от 30.12.2011 № 795).

Согласно п. 4 порядка от 30.12.2011 № 795, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.

В соответствии с п. п. п. п. 4.5 - 4.7 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики Приморского края.

По факту поступивших заявлений ФИО1, ФИО2, ФИО3 комиссией, действующей на основании постановления администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности, проведено обследование места жительства истцов по адресу: <адрес>.

По результатам обследования жилых помещений подтвержден факт проживания заявителей по указанным адресам в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта).

Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах жительства истцов имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п. 4 порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.

В этой связи доводы ФИО4 края о том, что суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности истцов, поскольку ими заключение комиссии не оспорено, не состоятельны. Само обращение истцов к прокурору за восстановлением нарушенного права свидетельствует о несогласии с заключениями комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края и оспаривании её выводов.

При этом выводы заключений комиссии о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителей не установлено, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод противоречит положениям Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.

Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности истцов был установлен, в том числе, и в заключениях комиссии, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.

Не обращение истцов в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы, нарушение условий их жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада они не находились в тяжелой жизненной ситуации.

Доводы ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни и здоровью, какой-либо ущерб им не причинен, судом не принимаются во внимание, поскольку нарушение такого условия, исходя из приведенных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Таким образом, истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края и подлежат включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

При таких обстоятельствах, требования прокурора ФИО4 края подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ 05 14 №), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░11 (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21- ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ 05 14 №), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░11 (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21-░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░» (░░░ 2537108468) ░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ 05 14 №), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░11 (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░4 ░░░░.

░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-356/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Информация скрыта
Пашук Александра Александровна
Ответчики
Правительство Приморского края
Министерство труда и социальной политики Приморского края
КГКУ "Центр Социальной поддержки населения Приморского края"
Администрация Кавалеровского муниципального округа Приморского края
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
kavalerovsky.prm.sudrf.ru
17.07.2025Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2025Передача материалов судье
18.07.2025Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2025Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2025Подготовка дела (собеседование)
04.08.2025Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2025Судебное заседание
18.08.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее