25RS0017-01-2025-000675-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2025 года пгт Кавалерово
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Маркелова М.Н.,
при секретаре Власовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора ФИО4 края в защиту прав ФИО1, ФИО2, ФИО3, к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, Министерству труда и социальной политики ФИО4 края, ФИО4 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
установил:
И.о. прокурора ФИО4 края обратился в суд с иском в защиту нарушенных прав ФИО1, ФИО2, ФИО3 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края»), администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, Министерству труда и социальной политики ФИО4 края, ФИО4 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В обоснование требований прокурор ФИО4 края указал, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживающие на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального района сильного снегопада. По результатам обследования жилых помещений заявителей, комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края в заключениях установлены факты проживания заявителей в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факты нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта. Вместе с тем, данными заключениями не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации. Данный вывод, содержащийся в заключениях комиссии, противоречит их установочной части. Указанные заключения явились основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило истцов права на получение соответствующей выплаты.
Истцы, ФИО4 ответчиков, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. ФИО4 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края», письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. ФИО4 Министерства труда и социальной политики ФИО4 края, администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края о причинах неявки суд не уведомили.
ФИО4 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать. Считает, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у истцов отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами не представлено. Полагает, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.
ФИО4 края в письменном отзыве на иск, указал, что согласно заключениям комиссии ОМСУ фактов нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлено.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 края ФИО8 поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено, истцы зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>, Кавалеровский муниципальный округ, <адрес>.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района ФИО4 края прошел снежный циклон.
Постановлением Губернатора ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера
С заявлениями в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, обратились: ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1 в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» от ДД.ММ.ГГГГ указанным лицам отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона Приморского края от 2 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики Приморскою края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337.
Пунктом 11.2 указанного административного регламента, установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.2 порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
В силу п. 2.3. порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
Согласно пункту 3 порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от 30.12.2011 № 795).
Согласно п. 4 порядка от 30.12.2011 № 795, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.
В соответствии с п. п. п. п. 4.5 - 4.7 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики Приморского края.
По факту поступивших заявлений ФИО1, ФИО2, ФИО3 комиссией, действующей на основании постановления администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности, проведено обследование места жительства истцов по адресу: <адрес>.
По результатам обследования жилых помещений подтвержден факт проживания заявителей по указанным адресам в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта).
Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах жительства истцов имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п. 4 порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.
В этой связи доводы ФИО4 края о том, что суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности истцов, поскольку ими заключение комиссии не оспорено, не состоятельны. Само обращение истцов к прокурору за восстановлением нарушенного права свидетельствует о несогласии с заключениями комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края и оспаривании её выводов.
При этом выводы заключений комиссии о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителей не установлено, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод противоречит положениям Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.
Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности истцов был установлен, в том числе, и в заключениях комиссии, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.
Не обращение истцов в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы, нарушение условий их жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада они не находились в тяжелой жизненной ситуации.
Доводы ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни и здоровью, какой-либо ущерб им не причинен, судом не принимаются во внимание, поскольку нарушение такого условия, исходя из приведенных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края и подлежат включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
При таких обстоятельствах, требования прокурора ФИО4 края подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ 05 14 №), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░11 (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21- ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ 05 14 №), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░11 (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21-░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░» (░░░ 2537108468) ░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ 05 14 №), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░11 (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░4 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░