<данные изъяты>
Дело № 2 - 5923/14 |
Решение принято в окончательной форме 04.08.2014 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 01 августа 2014 года
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ершовой Ю.В.,
при секретаре Корниенко М.В.,
с участием прокурора Габовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Николаева А.Ю. о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан, решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан и об обязании Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан зарегистрировать кандидатом в депутаты, -
УСТАНОВИЛ:
Николаев А.Ю. обратилась в суд с заявлением, в котором после изменения требований в порядке статьи 39 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в окончательном варианте, просит признать незаконным бездействие Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан (далее – ИКМО Пулковский меридиан или Избирательная комиссия), выразившееся в нереализации действий по приему у заявителя первого финансового отчета и установленных законом документов (в том числе на электронном носителе) 05.07.2014 года, 06.07.2014 года, а также бездействие 12.07.2014 и 13.07.2014, выразившееся в нереализации действий по приему у заявителя уточнений, дополнений и изменений к представленным документам; признать незаконным и отменить решение ИКМО Пулковский меридиан от 15 июля 2014 года № 47-рег; обязать ИКМО Пулковский меридиан не позднее дня, следующего за днем принятия решения суда по настоящему заявлению зарегистрировать его кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Пулковский меридиан по многомандатному избирательному округу № 145 (л.д. 115).
В обоснование заявленных требований с учетом объяснений данных в ходе судебного разбирательства Николаев А.Ю. указал, что 04.07.2014 года подал в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, документы об образовании о трудовой деятельности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, и получил разрешение на открытие специального избирательного счета в отделении ОАО «Сбербанк России». В этот же день, 04.07.2014 года, Николаев А.Ю. открыл специальный избирательный счет кандидата, получил выписку по счету и составил первый финансовый отчет. Однако 05.07.2014 года согласно графику работы избирательной комиссии приема кандидатов не велось, а 06.07.2014 года время, отведенное для приема кандидатов, было установлено с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут часов, и составило один час. При этом за все время работы Избирательной комиссии 06.07.2014 года ею были приняты документы у двух или трех кандидатов, после чего председатель комиссии и ее члены, несмотря на дожидавшихся приема кандидатов в количестве не менее 10-15 человек, покинули помещение комиссии, что лишило заявителя возможности представить первый финансовый отчет кандидата. О выявленных недостатках в представленных документах заявитель был уведомлен по телефону 10.07.2014 года, однако в разговоре ему не было сообщено о том, какие конкретно нарушения допущены им при подаче документов. Само решение о выявленных недостатков было получено заявителем 11.07.2014 года, а решением ИКМО от 15.07.2014 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета по причине отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, первого финансового отчета, несоздания избирательного фонда, отсутствия в выписке из протокола конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия сведений о согласии кандидата на выдвижение от регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Санкт-Петербурге.
В судебном заседании заявитель просил свое заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель регионального отделения политической партии Справедливая Россия, Пушкарева Л.В., поддержала заявленные Николаевым А.Ю. требования, указав, что ненадлежащая организация работы комиссии не позволила кандидатам от партии сдать документы, необходимые для регистрации.
Представитель заинтересованных лиц ИКМО Пулковский меридиан и Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан (далее – Муниципальный совета), Ефимов И.Е., против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что ИКМО осуществляла прием документов в соответствии с принятым графиком работы, с учетом установленного законодательно 20-ти дневного срока подачи документов, начиная с 16.06.2014 года у заявителя имелась возможность предъявить необходимые для выдвижения документы, в том числе, и путем самовыдвижения, с последующим отказом, и выдвижением от какой-либо политической партии. Решение политической партии Справедливая Россия о выдвижении кандидата Николаева А.Ю. было принято 02.07.2014 года, в этот период часы работы ИКМО были увеличены, что также способствовало обеспечению возможности заявителю, при должной степени его осмотрительности, сдать полный пакет документов, необходимых для регистрации в установленные законом сроки, что им сделано не было. Не были представлены заявителем необходимые документы и после уведомления его об имеющихся в документах недостатках, что препятствовало ИКМО принять решение о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета. В последний день приема комиссии в соответствии с установленным графиком с 17 до 18 часов были приняты документы у девяти человек, после окончания времени, прием документов не осуществлялся.
Заслушав мнения участников процесса, заключение прокурора Габовой М.В., полагавшей заявление Николаева А.Ю. подлежащим удовлетворению, допросив свидетелей, обозрев подлинник дела кандидата Николаева А.Ю., изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела и объяснений сторон, что решением действующего Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан четвертого созыва № 257 от 16.06.2014 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан пятого созыва на 14.09.2014 года.
Указанное решение опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления Муниципального округа Пулковский меридиан от 16.06.2014 года № 7 (52), то есть, с соблюдением требований пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ) и пункта 5 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.05. 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46).
Таким образом, исходя из положений пункта 7 статьи 19 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46, последним днем подачи документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета являлось 06.07.2014 года.
Решением Муниципального Совета муниципальный округ Пулковский меридиан № 149 от 10.12.2008 года утверждено наименование и адрес (место нахождения) избирательной комиссии муниципального образования, согласно данному решению, ИКМО Пулковский меридиан расположена по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Решением Муниципального Совета муниципальный округ Пулковский меридиан № 286 от 21 марта 2012 года членами избирательной комиссии назначены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8 Впоследующем ФИО7 освобожден от обязанностей члена ИКМО, вместо него решением от 19.12.2013 года № 337 членом ИКМО назначен ФИО9
Решением ИКМО от 16.06.2014 года № 1-Ф установлена форма заявления о согласии баллотироваться, предоставляемого в окружную избирательную комиссию в машинопечатном виде в соответствии с пунктом 6 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».
Решением ИКМО от 16.07.2012 года № 1-п в целях обеспечения избирательных прав граждан, с учетом сроков, установленных частью 3 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 установлен следующий график приема документов для регистрации граждан в качестве кандидатов в депутаты Муниципального Совета: понедельник, среда, пятница – с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, вторник – с 16 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, четверг, суббота, воскресенье – приема нет, за исключением воскресенья 06 июля – с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.
Решением ИКМО от 30.06.2014 года № 2-п с 01.07.2014 года режим работы избирательной комиссии изменен, и установлен следующий график ее работы: понедельник по четным числам – с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, по нечетным числам – с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут; во вторник по четным числам – с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут; по нечетным – с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут; в среду по четным числам – с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, по нечетным – с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, в пятницу по четным числам – с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, по нечетным числам – с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, в четверг, субботу и воскресенье – приема нет.
Изложенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24.07.2014 года по делу № 2-5914/14 (л.д. 120-123), и не оспариваются сторонами настоящего дела. Отвечающих требования Главы 6 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) доказательств в опровержение вышеприведенных обстоятельства, суду не представлено.
Согласно исследованному судом кандидатскому делу, 04.07.2014 года в 11 часов 45 минут Николаев А.Ю. представил в ИКМО Пулковский меридиан заявление о согласии баллотироваться на 2 листах, копию паспорта на 12 листах, копию диплома 2 листах, копию трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности о вкладах в банках, ценных бумагах (л.д. 41-90).
Статей 33 Закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ), регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (п. 2).
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года).
Изучив кандидатское дело Николаева А.Ю., копия которого имеется в материалах дела (л.д. 41-90), суд приходит к выводу, что заявителем были полностью соблюдены все условия установленные статей 33 Федерального Закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и статьей 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 № 303-46, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. При этом суд учитывает, что на несоблюдение вышеуказанных условий ИКМО не указывало ни в ходе проводимой проверки представленных документов, ни в ходе судебного разбирательства.
В силу подпункта «в» пункта 3 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 № 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Согласно подпункту «в» пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата.
Как следует из материалов кандидатского дела Николаева А.Е., им действительно не был представлен первый финансовый отчет в установленный пунктом 3 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 срок. Данное обстоятельство заявителем не в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
10.07.2014 года ИКМО Пулковский меридиан принято решение известить кандидата Николаева А.Ю. о выявлении отсутствия первого финансового отчета кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, представление которых предусмотрено подпунктом «в» пункта 2 статьи 26 Закона. В этот же день (10.07.2014 года), ему по телефону было сообщено о необходимости явиться в ИКМО для получения указанного решения 11.07.2014 года (л.д. 38, 40). 11.07.2014 года Николаев А.Ю. получил копию решения о недостатках документов от 10.07.2014 года (л.д. 39).
Решением ИКМО Пулковский Меридиан от 15.07.2014 года № 47-рег Николаеву А.Ю. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета по причине отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, первого финансового отчета, несоздания избирательного фонда, отсутствия в выписке из протокола конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия сведений о согласии кандидата на выдвижение от регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, суд находит заслуживающим внимания довод заявителя о том, что ввиду ненадлежащей организации работы ИКМО, он был лишен возможности представить недостающий отчет, хотя и предпринял все необходимые меры.
Проверяя обоснованность данного довода, суд приходит к следующему.
Из представленных заявителем документов усматривается, что 04.07.2014 года, в день, когда ему было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета, он заключил с ОАО «Сбербанк России» Договор специального избирательного счета кандидата № и получил выписку из указанного лицевого счета, согласно которой остаток по счету был равен нулю (л.д. 12-14), в этот же день им был составлен Первый финансовый отчет (л.д. 15-17), который в полной мере соответствует форме, установленной в Приложении № 14 к Методическим рекомендациям по организации деятельности избирательных комиссий по контролю за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе, утвержденным Решение Санкт-Петербургской Избирательной комиссии от 24.06.2014 года № 59-16.
Со дня получения от ИКМО разрешения на открытие специального банковского счета, с которым связано составлением первого финансового отчета и формирование избирательного фонда (04 июля 2014 года) до установленного законодательно срока окончания приема документов для регистрации 18 часов 06 июля 2014 года и с учетом вышеобозначенного графика работы ИКМО, у заявителя имелась возможность представить первый финансовый отчет только 06 июля 2014 года с 17 часов до 18 часов, поскольку в предшествующий день 05.07.2014 года прием документов ИКМО не осуществлялся.
06.07.2014 года примерно с шести часов утра Николаев А.Ю. находился у <адрес> в Санкт-Петербурге, по месту нахождения ИКМО Пулковский меридиан, где занял очередь в Избирательную комиссию, чтобы сдать в Комиссию недостающий первый финансовый отчет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (на цифровом носителе), а также, а также выписку из лицевого счета. До окончания приема комиссии 18 часов 00 минут Николаев А.Ю. находился на улице у входа в помещение ИКМО, ожидая своей очереди, однако так и не смог попасть в Избирательную комиссию ввиду того, что за весь период приема 06.07.2014 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут Комиссией было принято не более трех человек. То обстоятельство, что Николаев А.Ю. заблаговременно занял очередь в Избирательную комиссию 06.07.2014 года и ожидал своей очереди вплоть до окончания приема – 18 часов 00 минут, представителем ИКМО в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривалось, и подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании 01.08.2014 года свидетелей ФИО10, ФИО11 и ФИО15, показавших, что также пытались сдать документы для регистрации в качестве кандидатов в депутаты в ИКМО Пулоквский меридиан 06.07.2014 года, Николаев А.Ю. стоял в очереди в Избирательную комиссию вместе с ними, как задолго до начала приема, так и в период приема, держа в руках документы, в том числе, финансовый отчет А-5 и диск. Однако, сдать эти документы Николаев А.Ю. не смог, так как Комиссия в 18 часов 00 минут прекратила свою работу, члены Комиссии покинули помещение ИКМО. Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, не противоречат друг другу и другим собранным по делу доказательствам.
Представителем ИКМО в ходе судебного заседания 30.07.2014 года не оспаривался тот факт, что после окончания приема комиссии в 18 часов 06.07.2014 года, оставались еще непринятые кандидаты, а поскольку ИКМО не проверяла подготовленные ими документы, с учетом законодательно закрепленного принципа добросовестности действия всех участников, суд не ставит под сомнение довод заявителя о подготовке представленного финансового отчета и выписки в дату, указанную в документах – 04.07.2014 года. При этом суд, учитывает, что в данном случае именно на ИКМО в силу статьи 249 ГПК РФ возложена обязанность доказывания обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия).
Согласно пункту 30 Устава муниципального образования именно на избирательную комиссию возложены функции по организации подготовки и проведения муниципальных выборов.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Центральной избирательной комиссией России утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (Постановление ЦИК России от 11.06.2014 года № 235/1486-6) (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванных Методических рекомендаций в целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы:
принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые, а в случаях, предусмотренных законом, и обязательные формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов;
определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений;
создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений.
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.4.1 Методических рекомендаций по согласованию с кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения рекомендуется предварительно определять конкретную дату и время представления в избирательную комиссию документов. Все кандидаты, избирательные объединения должны иметь возможность указанного согласования на равных условиях. При этом накануне дня представления документов кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения рекомендуется информировать избирательную комиссию о намерении представить документы к рассмотрению и времени представления документов.
В целях своевременной проверки документов избирательным комиссиям рекомендуется осуществлять информирование кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений об установленных законом сроках представления документов в избирательную комиссию и сроках их проверки. Прием документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов в последний день соответствующего периода требует дополнительной организации в связи с возможным образованием очереди.
При этом кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, явившийся в избирательную комиссию в пределах установленного законом срока, считаются выполнившими требование закона о сроке сдачи документов. Время явки кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в избирательную комиссию подлежит фиксации как время представления документов, а прием документов осуществляется членами рабочей группы в порядке очередности, определенной по времени явки в избирательную комиссию.
Вышеприведенные указания Методических рекомендаций для избирательных комиссий, в том числе и окружных, направлены, прежде всего, на обеспечение единообразия применения норм избирательного законодательства, реализацию принципа равенства всех кандидатов и обеспечение равных условий для предоставления документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов.
Принятие Методических рекомендаций осуществлено Центральной избирательной комиссией в полном соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предоставляющим ЦИК Российской Федерации функции контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечения реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, оказания правовой, методической, организационно-технической помощи комиссиям всех уровней.
Между тем, установленное Избирательной комиссией время приема 06.07.2014 года – один час, являлось явно недостаточным для приема документов у всех явившихся кандидатов, что бесспорно установлено, исходя из совокупной оценки объяснений заявителя, представителя регионального отделения политической партии, показаний допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей, и объяснений представителя ИКМО, не опровергавшего того обстоятельства, что не все кандидаты, прибывшие до 18 часов к месту нахождения ИКМО смогли попасть на прием и подать необходимые документы. Необоснованная кратковременность периода приема 06.07.2014 года создала препятствия для реализации заявителем своего пассивного избирательного права, не позволив ему представить полный пакет документов (в частности первый финансовый отчет) на рассмотрение комиссии.
В результате установления ИКМО в последний день приема документов не отвечающего принципу разумности периода приема, реализация заявителем своего права на участие в выборах в качестве кандидата была поставлена в зависимость от количества желающих предоставить документы в комиссию, количества членов комиссии, осуществлявших прием документов и темпа их работы. Данные факторы носят субъективный характер, не связаны с действиями самого Николаева А.Ю. и не должны были никаким образом влиять на возможность реализации им указанного права при том положении, что как установлено судом все необходимые для регистрации кандидата документы у него имелись по состоянию на 04.07.2014 года, и в первый возможный день после оформления первого финансового отчета он в часы приема ИКМО явился с этими документами по месту нахождения Комиссии, и занял очередь с целью представления этих документов. При таком положении Избирательная комиссия была обязана принять у Николаева А.Ю. указанный документ 06.07.2014 года.
Иное привело бы к нарушению принципа равенства избирательных прав граждан.
Согласно пункту 21 статьи 2 названного Федерального закона 67 – ФЗ избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
В силу пункта 8 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ компетенция и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с прямым указанием пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в редакции от 04.06.2014 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия муниципального образования:
а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции.
По смыслу вышеприведенных норм работа Избирательной комиссии должна быть организована таким образом, при котором была бы максимально обеспечена реализация пассивного избирательного права всеми без исключения.
В данном случае, со стороны ИКМО допущено бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации работы, связанной с подготовкой выборов в органы местного самоуправления, что противоречит подпунктам «а» и «б» пункта 10 статьи 24 Федерального закона 67-ФЗ и препятствует реализации принципа открытости и гласности деятельности комиссии при подготовке и проведении выборов, закрепленного пункте 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.05.2005 года № 4-Г05-9 реализация полномочий, которые могут быть предоставлены избирательным комиссиям, не может противоречить основным задачам и целям избирательных комиссий, то есть подготовке и проведению выборов.
Довод ИКМО Полуковский меридиан, о том, что надлежащая организация работы комиссии подтверждается тем, что 06.07.2014 года ею был приняты документы у пяти кандидатов, - суд находит необоснованным, поскольку, как установлено судом, документы у заявителя 06.07.2014 года приняты не были, несмотря на его явку в ИКМО в час приема. По этой же причине суд отказал представителю ИКМО в допросе в качестве свидетелей ФИО12, ФИО13 и ФИО14, которые, как указал представитель Комиссии, могли бы подтвердить, что 06.07.2014 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, имелся свободный доступ в помещение ИКМО для всех желающих. Отказывая в удовлетворении данного ходатайства суд исходил из того, что наличие свободного доступа в помещение ИКМО, само по себе не обеспечивало заявителю возможность представить в Комиссию необходимые документы с учетом необоснованно короткого периода времени приема ИКМО.
Оспариваемое заявителем бездействие Избирательной комиссии, выразившееся в непринятии у него первого финансового отчета, выписки по лицевому счету 06.07.2014 года и заявления о согласии баллотироваться в машиночитаемом виде, явилось следствием организации работы Комиссии в противоречии с подпунктами «а» и «б» пункта 10 статьи 14 Федерального закона 67-ФЗ, а потому также является незаконным.
Требование заявителя о признании незаконным бездействия ИКМО Пулковский меридиан в части нереализации действий по приему у него документов 05.07.2014 года, 12.07.2014 года и 13.07.2014 года, - не подлежит удовлетворению, поскольку 05.07.2014 года согласно графику приема Избирательная комиссия прием кандидатов не должна была осуществлять, кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что 05.07.2014 года он обращался в Избирательную комиссию с тем чтобы представить необходимые документы. Что касается непринятия Избирательной комиссией документов у заявителя 12 и 13 июля 2014 года, то данное бездействие является законным, поскольку в силу положений подпункта «в» пункта 3 статьи 26 и пункта 8 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 первый финансовый отчет должен был быть предоставлен в Избирательную комиссию до 18 часов 00 минут 06.07.2014 года. Бездействия по непринятию документов, предоставление которых, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 того же Закона допускается по истечению срока, установленного пунктом 7 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46, Комиссией допущено не было.
В то же время учитывая, что, как установлено судом, у Николаева А.Ю., по состоянию на 04.07.2014 года имелся весь пакет документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета, и 06.07.2014 года в час приема Избирательной комиссии он явился по адресу ее местонахождения, чтобы сдать их в ИКМО, однако Комиссией было допущено незаконное бездействие по непринятию этих документов, суд приходит к выводу о незаконности решения ИКМО Пулковский меридиан № 47-рег от 15.07.2014 года, учитывая также и то, что оно препятствует реализации заявителем своего пассивного избирательного права при его надлежащем волеизъявлении на реализацию данного права. В связи с этим данное решение подлежит отмене.
Довод Избирательной комиссии о том, что в представленном в качестве подтверждения выдвижения кандидата региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Санкт-Петербурге документе – выписке из протокола 13-й конференции регионального отделения, в нарушение подпункта 7 пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46, отсутствуют сведения о согласии кандидата на выдвижения от регионального отделения политической партии о согласии кандидата на выдвижение от регионального отделения указанной политической партии, - несостоятелен, поскольку такое согласие в вышеназванном документе отражено (л.д. 56-57), кроме того, наличие такого согласия у заявителя, следует из его заявления, представленного в Избирательную комиссию 03.07.2014 года (л.д. 42-43). Не принимая данный довод, суд учитывает также и то, что в нарушение пункта 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46, Избирательная комиссии не уведомляла заявителя о вышеуказанном недостатке.
Довод Избирательной комиссии о том, что заявителем не была исполнена установленная пунктом 1 статьи 46 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 обязанность по созданию собственного избирательного фонда, поскольку на его специальном избирательном счете отсутствуют денежные средства – противоречит подпункту «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, устанавливающему, что отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 1 статьи 261 ГПК РФ, требование Николаева А.Ю. об обязании ИКМО Пулковский меридиан зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета муниципального округа Пулковский меридиан пятого созыва по избирательному округу № 145 подлежит удовлетворению, как обеспечивающее восстановление оспариваемого права.
Предусмотренных статьями 211, 212 ГПК РФ оснований для обращения настоящего судебного решения к немедленному исполнению в данном случае не имеется.
Одновременно, исходя из принципа разумности, с целью обеспечения своевременного и полного обеспечения восстановления нарушенных прав заявителя, суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу,
На основании изложенного и руководствуясь статьями 67, 194-199, 261 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Николаева А.Ю., - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский Меридиан, выразившееся в нереализации действий по приему у Николаева А.Ю. первого финансового отчета и выписки из лицевого счета 06.07.2014 года.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский Меридиан от 15.07.2014 года № 47-рег.
Обязать Избирательную комиссую внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский Меридиан в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Николаева А.Ю. в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский Меридиан пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 145.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в пяти дней.
Судья: подпись