Дело № 2-2625/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2015 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Головиной Т.А., с участием истца Васильевой Е.Р., представителя ответчика Ивановой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Е.Р. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании решения незаконным, обязании поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Е.Р. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании решения незаконным, возложении обязанности на ответчика по принятию ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот. Требования обоснованы тем, что она имеет право на меру социальной поддержки в виде жилого помещения. Администрацией Калининского района г.Чебоксары решением от № ей отказано в принятии на учет в связи с тем, что за ней закреплено право проживания в <адрес>.
В судебном заседании истец Васильева Е.Р. иск поддержала, указав, что после смерти родителей ей был назначен опекун, который от дальнейшего ее воспитания отказался, ее поместили в детский дом. До смерти родителей она проживала в <адрес>. В настоящее время в данной квартире проживают всего №, в том числе бабушка, которая возражает против проживания истца в квартире.
Представитель ответчика Иванова Н.М. в судебном заседании иск не признала, указав, что отказ администрации Калининского района г.Чебоксары во включении истца в список лиц, имеющих право на меру социальной поддержки, явялется законным.
Третье лицо администрация г.Чебоксары явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что Васильева Е.Р., № отнесена законом к детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку мать Васильева Л.А. умерла №, отец Васильев Р.М. №, умер №
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, данное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду.
Согласно выписке из лицевого счета по № на данное жилое помещение открыты два финансовых лицевых счета для оплаты жилья, в квартире зарегистрированы и проживают: квартиросъемщик №
Квартира общей площадью № состоит из № комнат.
Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от № Долгова Н.Н. назначена опекуном малолетней Васильевой Е.Р., она включена в лицевой счет кв. <адрес>, за ней закреплено право проживания в данной квартире. Из указанного постановления следует, что малолетняя Васильева Е.Р. зарегистрирована и проживала в указанном жилом помещении до установления над ней опеки.
Постановлением администрации Ленинского района г.Чебоксары от № внесено ходатайство об устройстве Васильевой Е.Р. в детское госучреждение.
Администрацией Калининского района г.Чебоксары № Васильевой Е.Р. дан ответ о том, что она не может быть принята на учет как лицо из числа детей-сирот, поскольку за ней закреплено право на проживание в муниципальной квартире <адрес>, общей площадью № в которой проживают № человек.
Васильева Е.Р. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ), данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
В ходе разбирательства по делу установлено, что Васильева Е.Р. до отнесения ее законом к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживала в <адрес>, т.е. была вселена в жилое помещение как член семьи нанимателя, право на проживание в квартире за ней закреплено.
Площадь указанной квартиры составляет № кв.м., в ней зарегистрированы и проживают № человек, в том числе истец, на каждого проживающего приходится по №
Статья 8 ФЗ предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Ч.4 ст. 8 ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 8 ФЗ).
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания истца Васильевой Е.Р. в кв. <адрес>, по делу не установлено.
Ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 23.1. Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Таким образом, установлено, что за истцом закреплено право на проживание в жилом помещении (№), расположенном по адресу: г<адрес> где на каждого из проживающих приходится по № общей площади жилого помещения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от № по г. Чебоксары учетная норма площади жилого помещения установлена в размере №
Из фактических обстоятельств, установленных по делу, следует, что истец обеспечен жилым помещением и не обладает правом на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, предусмотренную ст. 8 ФЗ.
Поскольку в силу приведенных норм закона истец не обладает правом на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильевой Е.Р. о признании решения администрации Калининского района г.Чебоксары от № незаконным, возложении обязанности принять ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2015 года.
Судья Е.В. Лащенова